Выставка под названием «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944» – история, рассказанная через вещи: с завязкой, кульминацией и развязкой. И с «лирическими отступлениями», размышлениями на уровне подтекста – о том, что значил период эвакуации в истории русской литературы.
Посетитель Дома И.С. Остроухова в Трубниках, последовательно переходя из одного зала в другой, мгновенно ощущает острое противоречие, контраст: нищета быта – роскошь духа. Именно там, в глубинке, среди холода и голода, таланты писателей раскрылись во всей своей смелости, словно пересаженные на благодатную почву цветы. Внешние ограничения дали импульс для внутреннего раскрепощения.
Литературная жизнь била ключом в каждом из «центров» эвакуации: писатели собирались вместе, читали друг другу свои произведения, устраивали творческие вечера. Ни художественные, ни политические взгляды не имели значения: очутившиеся в одной «писательской коммуналке» литераторы с одинаковой тревогой вслушивались в сводки с фронта, помогали друг другу выжить, провожали друзей на войну, оплакивали невернувшихся – и продолжали творить. Несмотря ни на что.