М.Ф. Шацкая. Современные проблемы русского языка. Словообразование и морфология. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 152 с. – 300 экз.
Не всё в языке можно уложить в имеющиеся морфологические схемы, как развивающаяся знаковая система он постоянно преподносит новые факты. И учителю-словеснику важно иметь об этом представление: ведь никогда не знаешь, что могут спросить ученики.
В книге рассматриваются новые тенденции в области современного словообразования и морфологии, приводятся наиболее приемлемые варианты интерпретации при словообразовательном анализе, предлагаются приёмы, позволяющие определять частеречный статус конкретной лексической единицы в условиях контекста, а также выявлять лексико-грамматический разряд части речи.
Любознательным школьникам, нацеленным поступить в престижный гуманитарный вуз, полезно узнать о существовании неопознанных лингвистических объектов в области морфологии – слов, частеречный статус которых является до сих пор спорным или неустановленным. Так, автор обращает внимание на слово спасибо. Оно не выражает чувств, эмоций, оттенков значения, следовательно, не может быть отнесено ни к междометиям, ни к частицам; лишено предметного значения, не обозначает состояния, то есть под сомнение ставится его принадлежность к именам существительным и предикативам. Помета «вводное» указывает только на синтаксическую функцию, но не даёт чёткого ответа на вопрос, к какой части речи следует его относить.
В приложении содержатся задания, которые можно использовать на уроке.
Мария Зуихина