С российской столицей начинает происходить то, что рано или поздно происходило и продолжает происходить со всеми мегаполисами мира. Москва превращается в полноценную городскую агломерацию. В переводе на русский язык термин «агломерация» (используемый преимущественно в металлургии) означает спекание. Подобно разрозненным кускам руды, под воздействием определённых процессов Москва и её юго-западные окрестности стали де-юре единым целым.
1 июля официально границы Москвы расширились за счёт земель на юго-западе Подмосковья до Калужской области. Всего к столице перешло 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа: Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входившие в Подольский, Ленинский и Наро-Фоминский районы.
Создание Московской агломерации – процесс закономерный и обоснованный исключительно требованиями текущего этапа социально-политического развития страны. По словам Владимира Путина, «это (расширение Москвы) не чьи-то хотелки и никакая не пиар-акция. Город задыхается, мы это хорошо знаем. Проблемы городские нарастают. И это не только транспортные проблемы. Их гораздо больше, и часть из них всё более и более остро носит социальный характер».
Говоря об агломерации, надо понимать, что это ни в коем случае не искусственно созданная форма. Напротив, она является плодом здравого смысла, самостоятельно сложившимся под воздействием объективных экономических и прочих причин.
Де-факто Москва и ближайшее Подмосковье развиваются в формате агломерации с незапамятных времён. Ещё в бытность СССР столицу и подмосковные города связывали тесные экономические и социальные отношения. Прежде всего это были промышленные связи. Так, значительная часть «смежников» столичных предприятий располагалась за кольцевой. Другим неотъемлемым признаком агломерации была, конечно же, внутренняя миграция – жители Подмосковья ездили в столицу на работу и «за колбасой», а москвичи в область – отдохнуть на дачу. С началом новой исторической эпохи многое изменилось, но при этом суть ситуации осталась незыблемой. Промышленные связи значительно ослабли вместе с подмосковной промышленностью, тогда как социальные возросли многократно. Внутренняя миграция стала едва ли не повсеместной, а многочисленные подмосковные сельхозугодия превратились в столичные спальные районы.
Одним словом, фактическое «спекание» Москвы и её окрестностей можно было констатировать уже в середине 90-х. То, что стало очевидным ещё более десятилетия назад, сегодня признано официально. Административные препоны более не отягощают экономическое и социальное взаимодействие территорий по обе стороны МКАД, что открывает перед Новой Москвой широчайшие перспективы. И об этом свидетельствует исторический опыт. Так, говорить об агломерации можно только в том случае, если один или несколько городов-ядер образуют вместе с поселениями и районами сложную систему договорных отношений.
Основной целью создания Московской агломерации является децентрализация самой структуры столицы. «Мы сделали главный вывод: нужно формировать полицентрическое развитие Москвы, — говорит заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. – И независимо от того, какие будут приниматься в дальнейшем решения по размещению на присоединённых территориях федеральных органов власти, будем создавать там новые центры развития. Сейчас полным ходом развивается Сколково, уже запроектированы все инженерные сети. В Коммунарке городские власти приступили к планированию новых дорог и коммунальных сетей. Это нужно для того, чтобы создать там центр деловой активности, оттянув туда часть рабочих мест».
В связи с этим, по единому мнению представителей властей и работающих над концепцией архитекторов и урбанистов, в основе формирования Большой Москвы должны лежать как минимум три базовые идеи. Первая: на новых территориях надо создать т.н. центры притяжения, где будут сконцентрированы рабочие места.
Центры притяжения должны быть связаны между собой и со Старой Москвой скоростным общественным транспортом (метро, скоростной трамвай), в чём, собственно, и состоит вторая базовая идея. Серьёзные ошибки, допущенные много лет назад при формировании инфраструктуры Старой Москвы, привели к тому, с чем уже на протяжении многих лет борются столичные власти. Поэтому ещё до начала застройки новых территорий предполагается создать основные транспортные артерии, по которым будет осуществляться связь между Новой и Старой Москвой. Так, Калужское шоссе планируется расширить до десяти полос, а также завести на новые территории линию метрополитена.
С другой стороны, мировая практика свидетельствует о том, что одним только строительством дорог решить проблемы беспрепятственного перемещения людей в рамках мегаполиса, а тем более городской агломерации невозможно. Проще говоря, основной причиной пробок на дорогах и коллапса в метро является не столько их недостаточная пропускная способность, сколько сам факт избыточной внутренней миграции. А это значит, что удачным проект Новой Москвы можно будет считать только в том случае, если у двух с лишним миллионов жителей новых территорий не возникнет необходимости ежедневно отправляться на работу в Старую Москву.
Пока, судя по концептуальным проектам развития Новой Москвы, можно сказать, что проектировщики сделали всё возможное, чтобы избежать этого. Жилые районы предполагается совмещать с объектами, обеспечивающими их обитателей рабочими местами. При этом, по предварительным подсчётам, число этих мест будет совпадать с числом проживающих на новых территориях. Более того, предполагается, что это будут высокотехнологичные и хорошо оплачиваемые рабочие места, которые не достанутся мигрантам.
Третья базовая идея Большой Москвы состоит в том, что формирование агломерации должно носить экологичный характер. То есть на осваиваемых пространствах должны преобладать доступные для всех природные уголки в виде парков и зелёных скверов. «На новой территории будут созданы три-четыре крупных национальных природных парка площадью не менее тысячи гектаров каждый и не менее 100 других природно-рекреационных объектов, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин. – Север и запад региона обладают высоким природным потенциалом, поэтому на этих территориях будут развиваться туризм и индустрия отдыха, а на юго-западе можно размещать малоэтажную застройку».
В конструктивном плане, по мнению представителей московских и федеральных властей, Новую Москву целесообразно поделить на три градостроительные зоны с разными типами и плотностью застройки. В первом поясе будут сосредоточены объекты недвижимости различного назначения, в среднем предполагается размещение локальных жилых и научно-производственных комплексов и социальных объектов. Третий пояс предназначен для развития объектов туризма и отдыха и сохранения сложившейся природной среды.
Освоение присоединяемых территорий будет производиться посредством создания на них шести основных кластеров: административно-делового с правительственным кварталом, финансово-делового, университетского, медицинского, рекреационно-туристического и кластера исследований и инноваций.
Крайне важно, что одним из базовых принципов формирования Новой Москвы является искоренение ошибок, допущенных в прошлом веке при развитии Москвы Старой. Так, наиболее существенным фактором для развития городов является сегодня обеспечение единства и связности инфраструктурных сетей – дорог, инженерных коммуникаций, средств связи. В середине прошлого века в период активного строительства нынешней Москвы многое из этого было упущено.
Самое же главное заключается в том, что создание Московской агломерации будет являться модельной ситуацией для других регионов. В случае успеха она получит все шансы быть реализованной на остальной территории страны. Безусловно, это будет совсем не быстрый процесс. Для осуществления задуманного потребуются десятилетия, однако начало процессу сегодня, похоже, уже положено.