Не так давно «ЛГ» уже сообщала о том, что в Петербурге после ремонта открылся легендарный Дом книги Зингера. А сегодня его новый директор Виталий Фёдоров готов рассказать о о том, как будет развиваться этот знаковый для города книжный магазин.
– Виталий Петрович, Дом книги здесь, на Невском, как известно, появился после революции, в 1919 году. Он пережил блокаду, не закрывался ни на один день. И сегодня это по-прежнему любимый магазин петербургских читателей и гостей города. Как вы собираетесь продолжать и развивать его традиции?
– Наша главная задача – сделать так, чтобы книжный магазин, не только сохранивший свою историческую атмосферу, но и превратившийся в современное культурное комфортное пространство, продолжал свою бесперебойную работу. В своей деятельности мы опираемся на традиции ленинградского Дома книги, куда ежедневно стремились тысячи горожан и гостей города, и стараемся поддерживать это стремление.
– После ремонта магазин сильно изменился. Как происходила его «перестройка»? Какими принципами вы руководствовались, проводя его реорганизацию? Как и какими методами стараетесь совместить, казалось бы, несовместимое: бизнес и запросы культурного сообщества?
– После того как предыдущий субарендатор съехал из помещений Дома книги, залы остро нуждались в ремонте. В плачевном состоянии находилась штукатурка на стенах и плитка на полу, потолок местами протекал, вода из канала Грибоедова разрушала здание. Исторические мраморные подоконники были в трещинах, решётки вентиляции сломаны, старинные люстры – а их более сотни – давно никто не чистил. При восстановлении много внимания уделили сохранению оригинального стиля модерн, в котором выстроен Дом Зингера. Реставраторы старались придерживаться задумки архитектора Сюзора – изучили множество исторических фотографий здания и магазина, чтобы в стенах обновлённого Дома книги сохранить и ярче подчеркнуть первозданную красоту, сохранить атмосферу этого места. Цель была не сделать всё с нуля, а, обновляя, сохранить историческое здание, чтобы оно продолжало и дальше восхищать своей уникальностью гостей и жителей Петербурга.
Большое внимание было уделено потенциальному удобству для читателей и покупателей. В связи с этим в обновлённом Доме книги количество мест для чтения и отдыха посетителей увеличено в 20 раз. Зоны для чтения расположены как у стен в зале книг по искусству, так и у окон в главном зале, а также около всех окон второго этажа, откуда открывается прекрасный вид на Невский проспект и канал Грибоедова. Также специальная зона отдыха расположена и на детской площадке, которая появилась после ремонта на втором этаже. Там книги могут выбрать и полистать не только маленькие посетители, но и их родители.
Из этой же идеи – сделать книги доступными для читателей – родился симбиоз между бизнес-целями и запросами культурного общества: 80 % ассортимента обновлённого магазина приходится на книги и лишь 20 % на сувениры и прочую не книжную продукцию. А одним из главных маркетинговых инструментов является поддержание диалога между авторами и читателями, который мы обеспечиваем разработкой и проведением обширной культурной программы.
– Но, как говорится, одними традициями сыт не будешь. Какие меры вы, как директор, намерены предпринять, чтобы продажи книг увеличивались, чтобы Дом Зингера был не только книжным магазином, но и современным читательским клубом? Как собираетесь привлекать молодёжь?
– Серьёзный акцент делается на развитие и продвижение культурных программ. Еженедельно в стенах Дома книги проходят встречи с писателями, лекции, творческие мастер-классы, детские мероприятия, концерты. Учитываются интересы и предпочтения самых разных возрастных групп, что позволяет делать культурную среду доступной для всех. Что касается привлечения молодёжи, мы работаем в сотрудничестве с городскими учреждениями культуры – музеями, арт-пространствами, современными библиотеками, приглашаем интересных спикеров, лекторов, тесно взаимодействуем с современными авторами и проводим творческие встречи, чтобы молодое поколение могло встретиться с людьми, искусством которых они восхищаются.
Кстати, недавно наш Дом книги стал победителем проекта «Точки притяжения» Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), так что в скором времени количество интересных, полезных и актуальных мероприятий для молодого поколения в наших стенах только возрастёт.
– Уже сегодня видно, что вы уделяете большое внимание пропаганде творчества петербургских писателей. В Доме Зингера появились специальные стенды, где выставлены произведения авторов двух крупнейших писательских союзов города: Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России и Союза писателей Санкт-Петербурга. Какие связи установлены с этими писательскими союзами? Быть может, уже появились новые совместные проекты?
– С писательскими союзами города заключены соглашения, которые обеспечивают бесперебойные поставки книг их авторов на полки нашего магазина. А нашим главным совместным проектом является открытие целого отдела книг писателей из обоих союзов. Также немаловажным для развития интереса у современного читателя к этому сегменту литературы мы считаем проведение регулярных встреч и творческих вечеров с петербургскими авторами.
– Сейчас много говорят о кризисе книгоиздания, о том, что наша страна уже перестала быть самой читающей. Но Дом книги тем не менее всегда полон. Выходит, кризиса на самом деле нет? Насколько хорошо покупают сегодня книги в Петербурге?
– Категорично говорить, что кризиса нет, безусловно, нельзя. В современном мире с развитием новых технологий, с появлением онлайн-медиа определённый упадок печатной продукции, увы, наступил. Однако подобная ситуация не ставит под угрозу исчезновение печатной книги. По нашим наблюдениям, основной доход магазина по-прежнему обеспечивает торговля именно книжной продукцией – её доля составляет почти 65 %.
Хорошо видны тенденции, происходящие в целом на книжном рынке России. Драйверами его сегодня считаются non-fiction и детская литература, и такое положение дел подтверждается на примере Санкт-Петербургского Дома книги. С 2022 доля продаж детской литературы увеличилась на 3 % и продолжает плавно, но уверенно расти и в нынешнем году. Показатели продаж последних полутора лет показывают увеличение интереса к жанру non-fiction, хотя художественная литература за счёт широты ассортимента всё ещё остаётся одним из ключевых направлений. Стали больше покупать книг по социальным, общественным и гуманитарным наукам – на 20 % по отношению, например, к 2019 году. Активно растут продажи специальной литературы, где важное место занимают издания по медицине.
– Как выглядит сегодня среднестатистический покупатель книги в Петербурге? Что его интересует? Какие произведения и какие авторы находятся в лидерах продаж?
– На наших полках находится свыше 80 000 книг, от детских до специализированной литературы, и у каждого из этих сегментов есть свой ценитель и читатель. Соответственно, и в лидеры продаж вырываются книги из самых разных сегментов. Как уже было сказано ранее, большой популярностью пользуется научно-популярная литература, также в лидеры продаж постоянно попадает детская краеведческая литература и книги об истории города, а ещё – книги по истории искусств. Беспрецедентными лидерами среди авторов, спрос на издания которых не падает, можно назвать Евгения Водолазкина, Захара Прилепина и Алексея Иванова.
– Помещение Дома книги, как известно, принадлежит городу. Как складываются ваши отношения с городской администрацией? Помогает ли в работе Комитет по печати и взаимодействию со СМИ, курирующий в Петербурге вопросы книгоиздания?
– Отношения у нас тесные и продуктивные. Администрация поддерживала нас во время реконструкции и на первых этапах после запуска обновлённого Дома книги. Также они оказывают нам огромную информационную помощь, а ещё – позволяют не отставать от ритма жизни города и его развития, помогая интегрироваться в знаковые события городской книжной и культурной среды.
– Что вы сами сейчас читаете, Виталий Петрович? Какие новинки литературы могли бы рекомендовать любителям книги?
– Сейчас я решил отойти от своих обычных читательских предпочтений и прочитать нашумевшего «Библиотекаря» Михаила Елизарова в переиздании «Редакции Елены Шубиной», по мотивам которого недавно вышел сериал. Кстати, его промо-кампания весьма успешно прошла на площадке Дома книги. А из новинок посоветовал бы обратить внимание на книгу издательства «Подписные издания» Марии Ивашкиной «Петербург. Тихий ход», которая хорошо передаёт атмосферу города, состояние людей, его описывающих. Листая и читая её, ты ощущаешь вместе с запахом книги тепло солнечных улиц, аромат травы и листвы в скверах, садах и парках, видишь его историю в каждом камне на мостовой и в очередной раз понимаешь, как любишь этот город и не можешь обойтись без него, желая, чтобы он стал лучше и красивее.