Литературная жизнь в Новосибирске идёт, в общем-то, в соответствии с его географическим положением. То есть вдали от больших споров о большой литературе и разборок по поводу её нелитературного наследства. Деление на «либералов» и «патриотов», разжигавшее некогда страсти и поутихшее в «верхах», у нас и подавно неактуально. Что проявляется в существовании в Новосибирске всего лишь одного союза писателей – Новосибирского отделения СПР.
Возникает уникальная возможность сосредоточиться на творчестве литературном, а не литературно-партийном. Существующие при Союзе писателей литературные объединения – «Молодость» и молодых фантастов – этому не противоречат. Об этом можно судить хотя бы по творчеству их руководителей: поэт Е. Мартышев пишет сказки, воспевающие традиционную русскую народность, а А. Шалин (он также председатель Новосибирского отделения СПР) – вполне земную фантастику. Большинство же новосибирских литераторов объединены в одну большую «партию» – противников коммерческой, «массовой» литературы, которой и читатели уже накушались.
Под этим девизом и был предпринят большой проект издания многотомной «серии для библиотек Новосибирской области». Прозаики и поэты выступают здесь со своими произведениями, больше похожими на очерки, исповеди, были и притчи, чем «чистую» словесность.
В соответствии с этим креном писательского и читательского интереса в сторону «житейской» литературы молодое издательство «Свиньин и сыновья» затеяло малоформатную серию «Общедоступная библиотечка». В ней выходят «истории жизни» обычных людей. Интересно, что среди руководителей издательства – лауреат многих премий фантаст Г. Прашкевич. «Свиньин» публикует и переиздаёт профессионалов и корифеев, например раритетную книгу Д.С. Святополк-Мирского «История русской литературы». Почти одновременно вышли томик воспоминаний о сибирской поэтессе Е. Стюарт и томище «Сталинские премии».
Издательство «Сова» тематически более ровно, компактно, солидно. Наибольший читательский отклик вызывают книги, посвящённые истории и литературе XIX – начала XX вв. Недавние переиздание знаменитой книги Н. Ядринцева «Сибирь как колония» и издание книги «Сибирское областничество» М. Шиловского призвано возбудить сибирский патриотизм, в том числе и в литературе.
Знает, ценит, иногда дарит премиями и издаёт новосибирцев и Москва. Традиция эта давняя, В. Зазубриным, Л. Сейфуллиной, Е. Пермитиным и т.д. начатая. И зачастую переездом из «колонии» в «метрополию» завершающаяся. С В. Дворцовым это, кажется, уже случилось. С П. Дедовым и М. Щукиным, издавшими в прошлом году свои книги в столице, такое непредставимо. Стоит почитать их произведения, Сибирью рождённые и взлелеянные.
М. Щукин сейчас в числе наиболее активных писателей и литературных деятелей Новосибирска. Инициатор и редактор областнического в лучшем смысле слова журнала «Сибирская горница», сейчас он занят изданием журнала «Отчий мир», публикующего лучшие работы детей и юношества. Удостоен грамоты Патриарха всея Руси за лучший издательский проект России. По библиотекам города, в том числе детским и школьным, расходятся книги издательства «Сибирская горница» из серии «Будаговская библиотека» об истории области, города и края в целом (Будагов – один из основателей города). На очереди серия «Новосибирский некрополь. История кладбищ». В просветительском направлении работает и Городской центр новосибирской книги под руководством Н. Левченко. Один из немногих, пожалуй, примеров тесного сотрудничества нашего Союза писателей, редакций журналов, маститых и начинающих писателей – альманах «Синильга». В нём публикуются те авторы, которые прошли отбор на литконкурсе им. Г. Карпунина, одного из самых героических редакторов «Сибирских огней», буквально спасшего журнал в лихие 90-е.
Роль библиотек, центров и музеев книги (например, «Редкая книга» в Государственной публичной научно-технической библиотеке, возглавляемая В. Алексеевым) в поддержании полноценного литпроцесса возрастает сейчас с каждым днём. Так, Новосибирская государственная областная научная библиотека становится почти что клубом для встреч поэтов и прозаиков с любителями сибирской литературы. Особенно везёт поэтам: не зря главным устроителем литературных мероприятий является «Дом Цветаевой», прописавшийся на одном из этажей библиотеки. Запомнился вечер поэта А. Чеха, рассказавшего о посещении Новониколаевска (старое название Новосибирска) К. Бальмонтом. Но приоритет, конечно, за поэтами современными. В. Берязев, А. Соколов, В. Ярцев, А. Денисенко,С. Михайлов, С. Самойленко, Г. Шпак и другие выступали и как авторы, и как слушатели, превращая «мероприятие» в горячие дискуссии и возрождая интерес к литературе вообще.
«Сибирские огни» возникли 87 лет назад в большей степени как журнал региональный, чем городской. И уже тогда его география не ограничивалась Сибирью и Москвой. Сейчас традиционные авторы журнала омич Н. Березовский и читинка В. Измайлова, красноярец Э. Русаков и барнаулец А. Родионов соседствуют с Л. Григорьевой из Лондона и
Б. Кенжеевым из Нью-Йорка.
Иногда раздаются голоса: а почему в новосибирском журнале так мало новосибирских писателей? Прозаики П. Дедов и В. Страдымов, В. Никифоров и Ю. Чернов, до недавних пор В. Дворцов и В. Ломов, поэты А. Соколов, В. Ярцев, С. Михайлов, В. Титов, А. Ахавьев, Ю. Пивоварова, Г. Шпак, М. Сальников, критик А. Горшенин и другие – не так уж и мало. Кроме того, есть журнал «Новосибирск», редактируемый А. Шалиным и поэтессой Н. Закусиной.
Новосибирский читатель должен знать, что в его городе есть писатели не хуже столичных. Просто некоторые, как О. Постнов, чаще наведываются в столицы, другие, как В. Светлосанов, ждут своего звёздного часа или юбилея, чтобы прозвучать в полный голос, как В. Берязев. Впрочем, он, известный не только в Сибири поэт и главный редактор «Сибирских огней», и без того много и часто выступает. Поэзия как самый мобильный и интерактивный жанр, несомненно, стимулирует такую завидную активность.
С прозой и критикой всё обстоит, может, и не так публично, но с той же тенденцией: чем более она региональная и «областная», тем больше прав имеет выйти за свои рамки. Мы интереснее Москве, Петербургу, Лондону своей «сибирикой» и своим взглядом на несибирскую литературу. Пожалуй, это самый приемлемый для сибирской литературы вариант, при котором «Россия будет прирастать Сибирью», а «центр России – сибирскими литературными самородками». Не нарушать этот баланс – задача текущего момента.