Почему на здании школы под Калининградом была установлена памятная доска в честь немецкой поэтессы, клявшейся в верности Гитлеру?
На мой взгляд, идёт некая игра в «калининградскую идентичность», но она далеко не безобидна. Нечто похожее многие годы по нарастающей происходило на Украине, где также пытались выпестовать эдакого безликого и космополитичного еврочеловека, которому чуждо и противно всё русское. Исподволь в сознание внедрялись новые «славные» памятные даты, палачи и нелюди становились героями, а герои – захватчиками, оккупантами. Вот и слышим сейчас на Украине проклятия и улюлюканье в адрес Русского мира. Да, собственно, уже очевидно устремление просто уничтожить его на просторах «незалежной», даже в тех местах, где русские традиции были искони сильны.
Вот и здесь, в Калининграде, подчас под видом исторических изысканий в детско-юношеской среде поддерживается «тевтонская мода», в качестве примера преподносятся «благородные» орденские рыцари, которые между тем мечом и огнём порабощали прибалтийские народы, уничтожая попутно и пруссов.
«Процесс пошёл» – в молодёжной среде прославляются не только средневековые немецкие рыцари и их атрибутика, но и их последователи из не столь далёких времён. Например, увековечено имя немецкой поэтессы Агнес Мигель (член нацистской партии с 1939 г.) с установкой мемориальной плиты в г. Правдинске. На здании бывшей немецкой школы, названной при Гитлере её именем за то, что она его безудержно славословила и в 1933 году подписала вместе с другими литераторами «Клятву верности», появилась памятная доска с портретом поэтессы и строками из её стихотворения.
Честно сказать, мне трудно представить себе нечто подобное даже в современных Польше и Литве, где никто – ни в Гданьске, некогда немецком Данциге, ни в Клайпеде, некогда немецком Мемеле – не прославляет германское «героическое» прошлое. Кстати говоря, о принадлежности этих городов в прошлом Германии там многие люди просто не знают.
В своём интервью «ЛГ» Владимир Шульгин правомерно говорит, что необходимо проводить «национально ориентированную линию в политике, в том числе в образовании и культуре» и что эту линию государство должно поставить во главу угла, а не имитировать, если использовать выражение Шульгина, патриотизм (на упомянутом прошлогоднем форуме это очень старались делать местные чиновники и некоторые учёные-историки).
Совершенно справедливо коллега бьёт тревогу и в связи с тем, что сокращается набор студентов-историков. А ведь объективные, по-настоящему профессиональные историки (это простая истина особенно актуальна сегодня в условиях информационной войны) – важный элемент национальной безопасности. Тягостно наблюдать, что подготовку историков наше Министерство образования размывает путём слияния исторических факультетов с непрофильными специальностями и кафедрами. Скоро «чистые» истфаки останутся, видимо, только в столицах. Так чего ж нам ждать в таком случае?
Вячеслав ФОМИН, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории Липецкого государственного педагогического университета