Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2021 г.
Общество

Новые «лишние люди»

Феномен Дани Милохина

06 июля 2021
Какой же след оставит этот мальчик?

Кажется, уже не осталось крупных, средних, мелких и вовсе незаметных культурных и малокультурных деятелей, которые бы не плюнули ему вслед. Ему, Дане Милохину, девятнадцатилетнему сироте, воспитаннику оренбургского детского дома, в тринадцатилетнем возрасте обретшему приёмных родителей, с которыми не ужился, учиться в техникуме бросил, воровал, бродяжничал, наркоманил, работал официантом – и с переездом в Москву стал в скором времени одним из лидеров ТикТока с более чем 11 млн подписчиков. Зарабатывает не менее 2 млн руб. в месяц. Оказался спикером на Санкт-Петербургском экономическом форуме и «лицом» Сбера.

Сразу согласимся, что развенчивать молодёжных кумиров соцсетей коварными вопросами «А читали ли вы «Войну и мир»?» не слишком эффективно. Потому что, как сказал канадский философ Маршалл Маклюэн, книжный человек не умеет спорить с иллюстрациями. Писателя можно оценивать по критериям книжной цивилизации, но чтобы оценивать лидеров электронных средств массовой коммуникации, будьте любезны войти в эти медиа и как-то сориентироваться. Скрепя сердце надо признать, что литературоцентричная эпоха кончилась, а норму задают аудиовизуальные СМК. И там совсем другие критерии – точно не по Толстому.

Так что за феномен этот Даня Милохин? Ну ладно, в Москве его быстро нашла фирма, зарабатывающая на блогерах, 12 руб. на 1 вложенный рубль получает Сбер, как сказал его представитель. Ты продался – и все твои права и свободы теперь принадлежат тому, кто их купил. Но что в Дане видят миллионы сверстников?

Даня сирота. Отец пил, потом сидел, но и выйдя на свободу, детей не разыскивал. Мать сдала двух братьев в детский дом и завела новую семью, родив двух новых детишек. Новенькое ведь всегда лучше старенького, правда? А подросткам так легко отождествиться с этой судьбой. Кто из нас временами в своей юности не переживал подобных чувств – «меня никто не понимает», «я никому не нужен»?..

Подростковый бунт против норм нередко сегодня, в условиях всеобщей аномии, выливающийся в антисоциальное поведение даже в благополучных семьях, а тем паче в неблагополучных – тоже всем известное возрастное явление. Даня для них – свой парень. Зачем ему Достоевский с Толстым? Речью владеет плохо – но ведь тот же Маклюэн считал, что на смену книжной культуре, где грамматика диктовала норму речи, пришла слуховая и визуальная цивилизация, в которой норму языку культуры диктуют площадь и подворотня.

Даня видит себя в пластике, которая у него тоже никакая, но ведь прославила его. Как и мечтал, он стал самым популярным мальчиком – пока не в мире, но в России сегодня – определённо. Популярность пришла вместе с открыванием рта под выбранную в ТикТоке песню и движениями под неё – каждое видео длится всего 15 секунд, – а также с клиповыми песнями, которые он, один или вместе с Тимати или Басковым, тоже поёт не своим голосом, а цифровым – очевидно, пропущенным через преобразователь звука. Однако для миллионов он крут. Тут речь не идёт об одарённости или сложной работе, хотя эти шоу мальчик называет работой. У других есть своя ниша – кто-то в ТикТоке занимается финансовым консультированием, кто-то специализируется на кулинарии, а у Дани Милохина такой ниши нет. Есть несколько видео в женском платье, но это просто эпатаж.

«Гормон играет», энергия бьёт через край – и все сверстники твои. Это так клёво – веселиться (чем, по признанию тиктокеров и Дани, они и занимаются) и чтоб за это платили. Это только со стороны кажется, что такое общение тинейджеров – ни о чём и ни про что. Они же, как свойственно подросткам, часто общаются не ради трансляции чего-то почерпнутого извне, а ради самой по себе коммуникации, которая в таких случаях не предполагает прагматической функции с определением полезной тематики и лимитированного времени на доклад и прения.

Вы возмущаетесь тем, что дети хотят всё сразу без труда и таланта? Да ведь дело известное: и во взрослом мире иерархии по труду и талантам сегодня существуют скорее в кодексах строителя капитализма, чем в реальности, так что не надо лицемерить, дорогие мои. Где-то Даня почти повторяет мысль блаженного Августина, о существовании которого, полагаю, и не подозревает, но мысль ему близка, потому и запомнил: прошлого уже нет, будущего ещё нет, есть только настоящее – «сейчас». Вот этой сейчасности он и хочет, что в этом особенного? Маклюэн так и писал: мы возвращаемся в мир общего сознания и одновременных событий, которые все происходят сейчас. Тот же канадец предсказывал, что в обществе исчезнет разделение на труд и досуг – вот у Дани эта граница и стёрлась.

Правда, у моих знакомых молодых людей, с кем ни поговоришь, в этом слиянии двух сфер всё время видишь труд, а тут – постоянные развлечения. Но улыбка у Дани добрая, и искренности ему не занимать: не понимает шуток Урганта – так и говорит. Я вот тоже их не понимаю, но стесняюсь сказать.

Нет ни одного критика Дани Милохина, который бы не поиздевался над его словами на Петербургском экономическом форуме о том, что «каждый может оставить след». Сказано было действительно коряво, но по мысли – это мечта о славе как бессмертии, которую вы, книжные люди, связывали со своими произведениями, вдруг однажды решив, что типографский станок – это такая машина бессмертия, а в истории остаются исключительно гении, то есть вы. Это большая ошибка – считать, что слава даруется за талант и усердие.

Тут ещё вот что надо знать: книга – это медиасредство, с которым мы не отождествляемся. То есть мы можем примеривать персонажей на себя, сочувствовать им и т.п., но никогда не теряем эстетической дистанции. Не то в соцсетях – эти медиа вовлекают человека целиком так, что он практически сливается с другим персонажем – «он как я», «я как он». Другие для тиктокера – зеркало, в котором он видит себя, и чем больше он себя в других видит, тем большую радость испытывает. Возникает зависимость, у многих доходящая до болезненной степени, настоящая аддикция. Так с чего вы, книжные, решили, что популярность зависит от образованности и поставленной речи, от правильного поведения и педагогически выверенного воспитания, от труда и таланта?

У Дани Милохина практически ничего нет: нет родительской любви, дома, нет своей тематической ниши, он не одарён ни элегантной пластикой, ни голосом, он не умеет говорить и уверен, что перед Ельциным страной руководил Сталин. Он как Маугли – вне политики, вне эстрады, вне самых элементарных общеизвестных представлений. Он стал автором при отсутствии авторства, он производит свои ценности, которые, с точки зрения нынешних взрослых, не ценности вовсе. Во всех этих смыслах он ничто. И именно эта ничтойность и вознесла его на гребень успеха. В соцсетях, как и на ТВ, чем менее определён персонаж, тем больше он вызывает симпатий аудитории, потому что легче оказывается «вчитать» себя в него, с ним отождествиться, чего требует сама природа этих медиа. И таких «ничтойных», новых «лишних людей» – их тьмы, и тьмы, и тьмы.

Просто Даня – герой своего времени. «Лишние люди» XIX века имели выдающиеся способности, являясь представителями высших классов, презирали их и всю окружающую действительность и при невозможности самореализации на официальных поприщах предавались порокам. И их было меньшинство. Нынешние онегины, печорины и обломовы, напротив, особых способностей обычно не имеют, но могут вполне себе вписываться в истеблишмент, будучи часто гиперактивными выходцами из низов общества, говорят «да» окружающему миру, принимая его с радостью и целиком, при этом так же предаваясь саморазрушительным развлечениям, и таких, боюсь, и будет большинство. И морализаторство тут бессмысленно.

Почему же они «лишние», если вполне себе довольны и могут иметь очень неплохие деньги? Потому что в новой эпохе, если судить по передовым технологиям и рубежам науки, окажутся востребованы очень немногие и очень одарённые трудоголики, которые будут знать «всё обо всём» и способны развиваться вместе с новыми технологиями поистине с небывалой скоростью. Уже и сейчас есть такие ученики, которые в процессе учёбы опережают своих учителей в знании предмета. Большинство же людей, видимо, станут безработными, вечно переобучающимися на курсах по приобретению профессии – но это только в условиях социального государства, про которое неизвестно, устоит ли оно вообще.

Пока же мы должны понять: эти молодые – другие, они опровергают наши базовые представления о жизни и оскорбляют наше нравственное чувство, а разнообразие – при отсутствии ума – порождает вражду. Малость ума подросткам простительна – а нам? Ведь те немногие гении, которые станут нашей надеждой, тоже будут молоды. А что касается аудиоидентичности, то у каждого поколения она своя. У моих родителей это были Левитан и «Ландыши», у нынешних пусть будет Instasamka и Даня Милохин с его «Золотой чашей». Ведь дети-то – наши, а эта чаша совсем скоро, похоже, окажется разбитым корытом.

Анна Яковлева

Тэги: Отцы и дети Анна Яковлева Даня Милохин
Обсудить в группе Telegram

Анна Яковлева

Родилась и живет в Москве. Кандидат философских... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Запретить Дмитрия Быкова

    31.08.2022
  • День Победы в эпоху нарратива

    04.05.2022
  • Объявлены обладатели Нацпремии в области веб-индустрии

    21.02.2022
  • Выученная мизантропия,

    28.09.2021
  • О плясках на костях

    14.09.2021
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Выученная мизантропия,

    52 голосов
  • О плясках на костях

    49 голосов
  • День Победы в эпоху нарратива

    37 голосов
  • Запретить Дмитрия Быкова

    33 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS