Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2025 г.
  4. № 51 (7015) (24.12.2025)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Новый проект века

Высокоскоростные магистрали как локомотив на пути к технологическому суверенитету

24 декабря 2025
Полноразмерный макет сверхскоростного поезда для ВСМ  на Международной промышленной выставке «Иннопром», 2024 год / Рамиль Ситдиков / РИА новости

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Сегодня в непростых условиях санкционного прессинга у России появилась возможность во многих сферах добиться технологического суверенитета. Одним из узловых проектов, который поможет нам шагнуть в новую реальность, может стать строительство высокоскоростных железных дорог.

 

Есть у нас поговорка, восходящая к гоголевской прозе: «Какой русский не любит быстрой езды». Есть и другое присловье: «Тише едешь, дальше будешь». Оба крылатых выражения стоит вспомнить, начиная разговор, пожалуй, о самом крупном государственном индустриальном проекте нашего времени – создании новых высокоскоростных магистралей (ВСМ). В основе этого начинания – и мечта о невиданной скорости, которая преображает жизнь, открывая перед миллионами людей новые перспективы, и вполне трезвые надежды на экономическую рентабельность такой инфраструктуры. Само собой, столь многогранный проект требует основательного подхода. Это не телешоу, когда в прямом эфире мы можем наблюдать ряд волшебных изменений и плохо обустроенное жилище превращается в «квартиру нашей мечты». Здесь всё сложнее, всё по-настоящему, и размах задач определяет масштаб проблем.

В 1851 году путешествие из Петербурга в Москву за одиннадцать часов казалось фантастикой, о чём, собственно, сохранилось немало свидетельств. Новый поезд, который отправится в путь по ВСМ в Северную столицу, будет вдвое быстрее «Сапсана»: время в пути – 2 часа 15 минут. Но без «Сапсана» мы вряд ли сегодня говорили бы о прорывном проекте высокоскоростных магистралей. Именно «Сапсан» показал, как появление скоростной железной дороги с регулярным движением поездов сказывается на экономике, на образе жизни людей. А через десять лет стало ясно, что пришла пора сделать новый шаг, подняться на несколько ступенек выше. 

Старт сварки первого поезда для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург на предприятии «Уральские локомотивы», г. Верхняя Пышма,  сентябрь 2025 года /  Павел Лисицын / РИА новости

В городских условиях скорость движения поездов составит 200 км/ч, на высокоскоростных участках в «чистом поле» – до 400 км/ч. За сутки планируется пускать до 40 поездов в каждом направлении, интервал движения составит около 15 минут в часы пик. Сегодня это тоже ещё воспринимается как фантастика. Как будто речь идёт о привычной для москвичей и питерцев городской подземке, а не о поездах дальнего следования. Полное ощущение, что от Тверской до Невского можно будет добраться на метро. Очевидно, что совсем скоро время сообщения между крупнейшими городами России будет напоминать поездки из района в район в современном мегаполисе. Меняются темпы и образ жизни, расширяются возможности человека – во всех сферах деятельности. Жители Первопрестольной смогут планировать поездку в Петербург или Новгород Великий день в день – утром наметить поездку, а вечером бродить по Невскому проспекту или по набережной Волхова. И наоборот. Уверен, что в том же положении быстро окажутся новгородцы или, скажем, казанцы. Можно предполагать, что туристический поток возрастёт многократно.

Другая задача – стирание граней между столицами и областными центрами, в том числе удалёнными от Москвы и Петербурга. Региональный бизнес приблизится к мегаполисам – для этого необходимо развитие ВСМ по всей России, а не только между двумя столицами. Линии ВСМ доберутся в Нижний Новгород, Екатеринбург, Адлер, Рязань. Их общая протяжённость превысит 4500 км. Конечно, это произойдёт не в одночасье.

Россия делает серьёзный шаг к технологическому суверенитету. Начинка высокоскоростных составов – это сотни технологий, ставящие на новый уровень развитие кибернетических технологий в железнодорожной практике, включая создание новых систем информационной безопасности. Но от ученых и инженеров требуются и другие новации. Быстрый, комфортный, экологичный транспорт станет основой для ускоренного развития регионов страны с учётом рыночного спроса и особенностей российской экономики. Десятки отечественных предприятий и научных институтов покажут себя.

Первые электропоезда для ВСМ изготовит предприятие «Уральские локомотивы». Каждый состав будет иметь восьмивагонную компоновку вместимостью до 460 пассажиров с возможностью объединения двух поездов. Асинхронный электродвигатель по техзаданию РЖД разработан в челябинской компании «Русские электрические двигатели». Уже производятся рельсы, разработанные специально для ВСМ. Они соответствуют лучшим мировым образцам по точности профиля и устойчивости к динамическим нагрузкам. Продукция новокузнецкого ЕВРАЗа хорошо показала себя на испытаниях в различных (в том числе экстремальных) климатических условиях. Для России это едва ли не самый важный критерий. И неприятные сюрпризы, связанные с сорокаградусными морозами, будут исключены.

На опытном участке, смонтированном на Экспериментальном кольце РЖД в Щербинке, идут испытания перспективной техники. Впереди ещё немало новых опытов, новых открытий. Насыщенная работа будет школой для сотен учёных, инженеров, технологов, которых нам сегодня так не хватает. Разрабатываются различные варианты обслуживания пассажиров, туристические программы. Проекту понадобится и гуманитарная поддержка. Новые книги, документальные фильмы, краеведческие программы, просветительские модули, которые помогут путешественникам, желающим побольше узнать о нашей стране.

Новые современные железные дороги – это, конечно, ещё и сопутствующая инфраструктура. Станции обслуживания, новые предприятия – всё, что касается сервиса, обслуживания поездов и пассажиров. Спурт от бизнес-планов и первых контрактов до путешествия в «штатном режиме» удаётся не всегда. Напомним, что попытки создать высокоскоростные железные дороги в США и Великобритании в своё время не удались. В то же время есть и пример Китая: ещё в начале 1990‑х в КНР «пахали» старенькие советские паровозы, а сегодня современные стальные магистрали стали символом и – буквально – локомотивом возрождения Поднебесной. Дело не только в экономике, но и в гражданском самосознании, в ощущении причастности к преображению страны, преодолевшей отставание и бедность. Мы способны пройти схожий путь.

Очень важно, чтобы перспективным проектом горели не только профильные специалисты и капитаны бизнеса, напрямую заинтересованные в его реализации. Такие глобальные свершения можно довести до ума только, если они становятся всенародными. В школах нужны уроки, посвящённые строительству ВСМ, чтобы ребята изучали на этом примере и технику, и географию России, достопримечательности нашей страны. Всё это в комплексе и есть проект века, от успеха которого так многое зависит в нашей будущей жизни.

Мы ещё продолжим эту тему. Уверен, для этого найдутся и яркие информационные поводы.


Посетители в вагоне макета сверхскоростного поезда / Рамиль Ситдиков / РИА новости
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Необарокко на 1-й Мещанской

    24.12.2025
  • Трясясь в прокуренном вагоне...

    17.12.2025
  • Вселенная Васо

    15.12.2025
  • «Остановите поезд!»

    10.12.2025
  • Прорвались к победе

    10.12.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Поэзия Чечни Поэзия Дагестана Книга месяца от Анны Матвеевой Четвертое дыхание Во все колокола
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS