Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Сегодня в непростых условиях санкционного прессинга у России появилась возможность во многих сферах добиться технологического суверенитета. Одним из узловых проектов, который поможет нам шагнуть в новую реальность, может стать строительство высокоскоростных железных дорог.
Есть у нас поговорка, восходящая к гоголевской прозе: «Какой русский не любит быстрой езды». Есть и другое присловье: «Тише едешь, дальше будешь». Оба крылатых выражения стоит вспомнить, начиная разговор, пожалуй, о самом крупном государственном индустриальном проекте нашего времени – создании новых высокоскоростных магистралей (ВСМ). В основе этого начинания – и мечта о невиданной скорости, которая преображает жизнь, открывая перед миллионами людей новые перспективы, и вполне трезвые надежды на экономическую рентабельность такой инфраструктуры. Само собой, столь многогранный проект требует основательного подхода. Это не телешоу, когда в прямом эфире мы можем наблюдать ряд волшебных изменений и плохо обустроенное жилище превращается в «квартиру нашей мечты». Здесь всё сложнее, всё по-настоящему, и размах задач определяет масштаб проблем.
В 1851 году путешествие из Петербурга в Москву за одиннадцать часов казалось фантастикой, о чём, собственно, сохранилось немало свидетельств. Новый поезд, который отправится в путь по ВСМ в Северную столицу, будет вдвое быстрее «Сапсана»: время в пути – 2 часа 15 минут. Но без «Сапсана» мы вряд ли сегодня говорили бы о прорывном проекте высокоскоростных магистралей. Именно «Сапсан» показал, как появление скоростной железной дороги с регулярным движением поездов сказывается на экономике, на образе жизни людей. А через десять лет стало ясно, что пришла пора сделать новый шаг, подняться на несколько ступенек выше.
В городских условиях скорость движения поездов составит 200 км/ч, на высокоскоростных участках в «чистом поле» – до 400 км/ч. За сутки планируется пускать до 40 поездов в каждом направлении, интервал движения составит около 15 минут в часы пик. Сегодня это тоже ещё воспринимается как фантастика. Как будто речь идёт о привычной для москвичей и питерцев городской подземке, а не о поездах дальнего следования. Полное ощущение, что от Тверской до Невского можно будет добраться на метро. Очевидно, что совсем скоро время сообщения между крупнейшими городами России будет напоминать поездки из района в район в современном мегаполисе. Меняются темпы и образ жизни, расширяются возможности человека – во всех сферах деятельности. Жители Первопрестольной смогут планировать поездку в Петербург или Новгород Великий день в день – утром наметить поездку, а вечером бродить по Невскому проспекту или по набережной Волхова. И наоборот. Уверен, что в том же положении быстро окажутся новгородцы или, скажем, казанцы. Можно предполагать, что туристический поток возрастёт многократно.
Другая задача – стирание граней между столицами и областными центрами, в том числе удалёнными от Москвы и Петербурга. Региональный бизнес приблизится к мегаполисам – для этого необходимо развитие ВСМ по всей России, а не только между двумя столицами. Линии ВСМ доберутся в Нижний Новгород, Екатеринбург, Адлер, Рязань. Их общая протяжённость превысит 4500 км. Конечно, это произойдёт не в одночасье.
Россия делает серьёзный шаг к технологическому суверенитету. Начинка высокоскоростных составов – это сотни технологий, ставящие на новый уровень развитие кибернетических технологий в железнодорожной практике, включая создание новых систем информационной безопасности. Но от ученых и инженеров требуются и другие новации. Быстрый, комфортный, экологичный транспорт станет основой для ускоренного развития регионов страны с учётом рыночного спроса и особенностей российской экономики. Десятки отечественных предприятий и научных институтов покажут себя.
Первые электропоезда для ВСМ изготовит предприятие «Уральские локомотивы». Каждый состав будет иметь восьмивагонную компоновку вместимостью до 460 пассажиров с возможностью объединения двух поездов. Асинхронный электродвигатель по техзаданию РЖД разработан в челябинской компании «Русские электрические двигатели». Уже производятся рельсы, разработанные специально для ВСМ. Они соответствуют лучшим мировым образцам по точности профиля и устойчивости к динамическим нагрузкам. Продукция новокузнецкого ЕВРАЗа хорошо показала себя на испытаниях в различных (в том числе экстремальных) климатических условиях. Для России это едва ли не самый важный критерий. И неприятные сюрпризы, связанные с сорокаградусными морозами, будут исключены.
На опытном участке, смонтированном на Экспериментальном кольце РЖД в Щербинке, идут испытания перспективной техники. Впереди ещё немало новых опытов, новых открытий. Насыщенная работа будет школой для сотен учёных, инженеров, технологов, которых нам сегодня так не хватает. Разрабатываются различные варианты обслуживания пассажиров, туристические программы. Проекту понадобится и гуманитарная поддержка. Новые книги, документальные фильмы, краеведческие программы, просветительские модули, которые помогут путешественникам, желающим побольше узнать о нашей стране.
Новые современные железные дороги – это, конечно, ещё и сопутствующая инфраструктура. Станции обслуживания, новые предприятия – всё, что касается сервиса, обслуживания поездов и пассажиров. Спурт от бизнес-планов и первых контрактов до путешествия в «штатном режиме» удаётся не всегда. Напомним, что попытки создать высокоскоростные железные дороги в США и Великобритании в своё время не удались. В то же время есть и пример Китая: ещё в начале 1990‑х в КНР «пахали» старенькие советские паровозы, а сегодня современные стальные магистрали стали символом и – буквально – локомотивом возрождения Поднебесной. Дело не только в экономике, но и в гражданском самосознании, в ощущении причастности к преображению страны, преодолевшей отставание и бедность. Мы способны пройти схожий путь.
Очень важно, чтобы перспективным проектом горели не только профильные специалисты и капитаны бизнеса, напрямую заинтересованные в его реализации. Такие глобальные свершения можно довести до ума только, если они становятся всенародными. В школах нужны уроки, посвящённые строительству ВСМ, чтобы ребята изучали на этом примере и технику, и географию России, достопримечательности нашей страны. Всё это в комплексе и есть проект века, от успеха которого так многое зависит в нашей будущей жизни.
Мы ещё продолжим эту тему. Уверен, для этого найдутся и яркие информационные поводы.