«Граф Монте-Кристо» – один из самых экранизируемых романов, уступающий в этом показателе разве что циклу про Шерлока Холмса Конан Дойля, «Отверженным» Гюго и «Трём мушкетёрам» того же Дюма. Несмотря на заманчивый для адаптации приключенческий сюжет, роман снискал славу трудно переносимого на большой экран. Даже самые известные версии, будь то французский сериал с Депардье, советский «Узник замка Иф» с Авиловым или британский телефильм с Чемберленом, едва ли можно назвать удачными. Лишь картина 1954 года с Жаном Маре в главной роли однозначно успешна. И вот, как гром среди ясного неба, выходит новая адаптация, которая делает ставку на зрелищность.
Конечно, и у версии с Пьером Нинэ есть значительные расхождения с оригиналом. К примеру, в новой истории отсутствуют контрабандисты, спасшие Дантеса, когда тот сбежал из заточения. С другой стороны, появились в ней и новые герои, которых не было в книге. Если в романе у прокурора Вильфора (Лоран Лафитт) бонапартистом-заговорщиком, которому писал Наполеон, был отец Нуартье, то в фильме это его родная сестра. А некоторые старые персонажи обрастают новыми характеристиками. Например, красавица Мерседес (Анаис Демустье) по сюжету новой ленты изначально является наследницей знатного рода, как и её кузен Фернан (Бастьян Буйон). Но всё это незначительные допущения и косметические ремарки, упрощающие грузный сюжет книги.
Главное, за что можно похвалить новую экранизацию, так это за то, что создатели не поддались соблазну как-нибудь осовременить текст или превратить всё в пресловутый блокбастер с высокой концентрацией экшен-сцен. На самом деле это в большей степени авантюрный триллер, чем какой-нибудь исторический боевик. Если мне не изменяет память, это первая версия, где так много времени уделено подготовке Монте-Кристо и его соратников к свершению мести за украденную жизнь: тому, как они репетируют свои роли, изучают повадки людей из высшего общества, готовятся к претворению их плана в реальность. Всё это порождает определённый саспенс, из-за чего следить за происходящим становится крайне интересно. Игра, которую ведёт взявший новое имя Дантес, сродни той, что была у фокусников из «Иллюзии обмана» или у аферистов из «Одиннадцати друзей Оушена». Даже лицевые маски, как у Итана Ханта из «Миссия невыполнима», имеются.
При этом всём новый «Граф Монте-Кристо» не превращается в плутовскую комедию про одурманивание не очень умных аристократов. Напротив, местному пафосу и накалу страстей позавидовал бы сам Александр Дюма. Величественная музыка Жирома Риботье, подчёркивающая монументальность происходящего операторская работа, лишённый новомодной клиповости монтаж и внушительный хронометраж в три часа – всё выдаёт в фильме режиссёров Делапорта и де Ла Пательера большое кинополотно, соответствующее духу романа.
Большой удачей оказался выбор французского актёра Пьера Нинэ на главную роль. Поначалу кажется, что он идеально подходит лишь для молодого Дантеса с его юношеским максимализмом, пылкостью чувств и наивным взглядом на мир, в то время как переживший заточение, мстительный и хладнокровный граф видится непосильной для того задачей. Но несмотря на отсутствие кардинальных отличий во внешнем облике юного и зрелого героя, Пьеру Нинэ всё же удаётся передать эту разницу. Более того, именно во взрослой версии актёр смотрится наиболее убедительно. Да и вообще его Монте-Кристо больше всех напоминает книжного.