О дефиците нового детского кино периодически говорят. Этот вопрос поднимается на отечественных кинофестивалях и форумах. Не так давно он был затронут и на Совете по развитию отечественной кинематографии, возглавляемом премьер-министром В. Путиным. Все твердят в один голос: детское кино необходимо. Казалось бы, вот основания для оптимизма…
Однако появился и другой взгляд: детское кино – проблема надуманная, сегодня вкусы у взрослых и детей совпадают, дети хотят есть, пить, одеваться, как взрослые, и смотреть то, что смотрят взрослые (и, например, Спилберг – самый что ни на есть детский режиссёр) – и никаких специальных фильмов для детей снимать не надо. И вот уже у наших украинских братьев на прошлогоднем международном детском кинофестивале в Артеке в конкурсную программу «за неимением детских фильмов» организаторы внесли «и не совсем детское кино».
Может, действительно вмешиваться во взаимоотношения между кинематографом и юными зрителями нет никакой необходимости? Тем более на государственном уровне. Но вот факт: страны Европы ещё сто лет назад наряду с общей киноцензурой ввели и цензуру специальную – «детскую». Проведённое тогда в Англии обследование выяснило, что кинематограф играет значительную роль в деле увеличения детской преступности. «На воображение детей особенно действуют картины, иллюстрирующие похождения разных Фантомасов и Люпенов», – сообщал выходивший в Питере журнал «Воспитание и обучение» в № 2 за 1917 год. И приводил примеры того, как увиденные на экране преступления переносились детьми в реальную жизнь. Созданная детская цензура должна была охранять детей от вредных влияний. Так в истории кино впервые была учтена важнейшая особенность детской психики: при восприятии информации детская память заполняется некритически, без анализа; только по мере взросления детское сознание начинает оценивать воспринимаемое. Подтверждением этого служат и слова игумена Киприана (Ященко), который в ноябре 2010 года за круглым столом «Российский кинематограф для детей и юношества. Вчера. Сегодня. Завтра» рассказал, что обитатели нескольких детских тюрем на его вопрос, на каких героев они хотят быть похожими, в основном называли персонажей различных боевиков.
Сегодня, как и сто лет назад, дети воспринимают экран предельно доверчиво, зачастую как руководство к действию. В Новосибирске после просмотра фильма о Гарри Поттере двадцать детей десяти-одиннадцати лет, подражая герою картины, выпили зелье из купороса. А одна маленькая девочка, насмотревшись жестоких мультфильмов, выпрыгнула из окна. Её, к счастью, удалось спасти. На вопрос, почему она это сделала, девочка ответила, что видела, как в мультике герой расплющился в лепёшку, а потом встал и пошёл.
А вот из личного опыта. Один мой знакомый – пятилетний Ваня, большой любитель импортных мультиков, которые ему не глядя покупают родители, в очередной раз посмотрел мультфильм о Геркулесе, а потом во время прогулки по Аллее Героев на мой вопрос, кто такой герой, убеждённо ответил: «Герой – это тот, кто всех убивает!» Герой из мультика «Геркулес» Ване понравился…
Но сейчас я не с критикой заграничной кинопродукции. Я о том, что «детская» цензура и детское кино как предмет особой заботы государства в реальной ситуации сегодняшнего мира – это в конечном счёте вопрос будущего самого государства. «Есть три проблемы (война, экология и детство), которые грозят миру гибелью – разрушением, истощением и слабоумием. Все эти проблемы не могут решиться стихийно (стихия в этом случае ведёт только к гибели), ибо эти проблемы могут быть решены лишь созидательными усилиями человечества», – написал когда-то Ролан Быков. Не согласиться с этим невозможно.
Но сегодня вопрос о цензуре как воплощении заботы государства о детях поставлен в России так. 21 декабря 2010 года Думой был принят Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон «пробивали» 13 (тринадцать!) лет… чтобы он смог вступить в силу только через 2 (два!) года после его принятия – 1 сентября 2012 года, когда наступит время другого президента и других законодателей.
Как только в сегодняшней России заходит речь о детском кино, тут же раздаётся: «Невыгодно!» И пусть это звучит столь же нелепо и аморально, как и рассуждения о том, что заводить детей вообще коммерчески невыгодно, однако нового отечественного детского кино сегодня нет именно по этой причине – «НЕВЫГОДНО!» Так поставлено дело в государстве. В ноябре 2008 года в столице Калмыкии не состоялась «Неделя детского кино», потому что негде было организовать бесплатные киносеансы: кинотеатры вынуждены сдавать помещения в долгосрочную аренду коммерсантам, а тем, естественно, невыгодно «крутить бесплатное кино».
В СССР регулярное производство детских фильмов началось уже на второй (!) год существования государства. Первым советским звуковым кинофильмом был фильм о подростках «Путёвка в жизнь». И в годы Великой Отечественной войны фильмы для детей продолжали снимать. Практически до самого конца в Советском Союзе выпускалось не менее тридцати детских картин в год. Сегодня ситуация иная. В 2010 году Министерство культуры заявило финансирование четырёх игровых детских фильмов. Но наперёд известно, что, когда эти фильмы будут созданы, они встретят на пути к своему зрителю всё ту же непреодолимую преграду под названием «Невыгодно!».
Это произойдёт, потому что, во-первых, сейчас детское кино не имеет никаких государственных преференций в области проката. Во-вторых, в действующем Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» фильмы «для детей» упоминаются лишь дважды вскользь. В-третьих, сегодня нет ни закона о детском кино, ни Государственной программы развития детского российского кинематографа. А значит, государственное финансирование детских фильмов есть факт не государственного, а «благотворительного» отношения. И снова приведём слова Ролана Быкова: «Благотворительность искусства для детей чудовищна!»
Пока государство «созревает», в стране создаются и множатся студии детского экранного творчества – в Перми, Новосибирске, Липецке, Твери, Йошкар-Оле… Дети сами снимают своё маленькое кино, в котором сами ищут своих героев, сами пробуют разобраться в своих проблемах и создают свой, обнадёживающий и жизнеутверждающий киномир. Потому что без него ни у них, ни у нас нет достойного, человеческого будущего.