20 ноября 1945 года в немецком Нюрнберге открылся Международный военный трибунал, продолжавшийся до 1 октября 1946 года. Перед трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство нацистской Германии и обвиняемых в преступлениях против мира и человечества, нарушении правил ведения войны, заговоре с целью совершения этих преступных действий, в развязывании Второй мировой войны, унесшей 70 миллионов жизней. Суд народов, вынесший приговор Третьему рейху, его главарям и самой идеологии нацизма, стал исходной точкой денацификации Германии. Однако бациллы «коричневой чумы» проявили себя в будущем в виде неонацизма в самых разных точках планеты, в том числе и в новейшей истории на Украине. Опасность возрождения нацизма стала главной темой дискуссии, проведённой Союзом журналистов Москвы в стенах Московского государственного лингвистического университета им. Мориса Тореза. Тему сформулировали так – «Денацификация: уроки истории для настоящего и будущего».
Дискуссии предшествовал спектакль-реконструкция, подготовленный студентами и преподавателями факультета немецкого языка и переводческого факультета МГЛУ. Со скрупулёзной точностью восстановлены выступления представителей СССР, США, Великобритании и Франции, а также заявления, сделанные во время трибунала Герингом, Риббентропом, Кейтелем, Шахтом и другими нацистскими бонзами. Спектакль шёл на немецком, английском и французском языках с синхронным переводом на русский язык. Ребята блестяще справились с этой сложной задачей, а уж в знании немецкого, английского и французского вряд ли уступили бы даже носителям этих языков.
– Нюрнбергский трибунал поставил точку во Второй мировой войне, но он не поставил точку в войне с нацизмом, поднимающим голову на Украине, в Европе и Америке, – сказал, открывая заседание, член президиума Союза журналистов Москвы Лев Черненко. – Наши недруги пересматривают итоги Второй мировой войны, фальсифицируют её историю, а значит, важно помнить о Нюрнбергском процессе, решения которого стали основой мирового порядка на долгие годы. Эти основы пытается разрушить коллективный Запад, взлелеявший украинских неонацистов. И нам придётся говорить не только о преступлениях нацизма в прошлом, но и о бедах, которые он приносит в настоящем.
Кто препятствовал проведению процесса
Выступил писатель и правовед Александр Звягинцев – автор 5 книг и 12 фильмов о Нюрнбергском процессе. Эта тема имеет для Александра Григорьевича и «личный оттенок», ведь его мама была переводчицей на процессе в Нюрнберге.
– С первых дней войны наша страна ратовала за проведение такого трибунала, хотя Рузвельт и Черчилль долго этому противились и уговаривали Сталина «сделать всё по-тихому». Но Сталин настоял на юридической безукоризненности и открытости трибунала. И оказался прав. В Нюрнберге были заложены основы будущего миропорядка и международных правовых отношений. Мы понесли колоссальные потери, число жертв только среди мирного населения СССР превышает 15 миллионов 600 тысяч человек. И сегодня есть дела о массовых убийствах, которые ведёт СКР, через суды прошло уже 25 дел о геноциде. Недавно в Великом Новгороде нашли шурфы, в которые нацисты сбросили тела пяти тысяч мирных жителей. Но вот канцлер ФРГ Шольц ухмыляется в ответ на слова нашего президента о том, что это был геноцид. Возможно, он не знает об утверждённой Гитлером директиве от 23 мая 1941 года, согласно которой был разработан «экономический план» Экономического штаба, предусматривавший голодную смерть 30 миллионов славян на территории СССР. Разве это не свидетельство геноцида?
Кто избежал наказания
Политолог, преподаватель Дипакадемии МИД Илона Мизова посвятила выступление теме избежавших наказания военных преступников.
– 26 государств параллельно вели проекты фашизации перед войной, и нет ничего удивительного в том, что после 1945 года западные «демократии» спасали нацистских военных преступников от возмездия. Так, американцы вывозили немцев по программе «Скрепка», а Ватикан и Красный Крест через «крысиные тропы» переправляли нацистов в США, Канаду и Южную Америку. Благодаря программе «Перемещённые народы» от возмездия ушли более миллиона коллаборационистов из разных стран. В Штатах эти люди начали создавать «этнические комитеты», влияние которых с течением времени распространилось на Конгресс, Сенат и даже на президентов США. Украинский «этнический комитет» был «заряжен» на отделение Украины от России и расчленение СССР. Уже к 60 м годам прошлого века «этнический комитет» имел около 115 офисов в крупных городах Америки и более 1500 – в городах помельче. В 1967 году в организации насчитывалось уже 82 тысячи человек, активно участвовавших в политической жизни США. Спасал нацистов и «Закон о порабощённых народах», принятый в 1959 году по инициативе администрации Д. Эйзенхауэра.
Потомки бандеровцев из «Украинского конгресса» не скрывают, что их организация участвовала в переправке на Запад 200 тысяч нацистских приспешников, 110 тысяч из которых осели в США. Под их давлением был принят закон «О перемещённых народах». Это «Украинский комитет» придумал миф о «голодоморе», назвав его «геноцидом Советов против украинцев», а в 2015 году бандеровцы добились установки в Вашингтоне мемориала «жертвам советских голодоморов».
Неонацизм. Украинская версия
Правозащитник, член Президентского совета по правам человека и развитию гражданского общества Александр Брод известен и как один из авторов «Белой книги» о преступлениях украинских неонацистов.
– Кинорежиссёр Михаил Ромм говорил, что от нацизма нужна постоянная прививка. У нас такая прививка есть, в 2003 году принят закон о противодействии экстремистской деятельности, и благодаря этому нейтрализованы радикальные группировки, а их «фюреры» получили немалые сроки. Но на Украине этого не случилось, а Запад ничего «не видит». Мы говорим об убийствах мирных граждан, пытках военнопленных, гонениях на православных, отстреле журналистов – но со стороны ООН, ОБСЕ, Совета Европы и западных правозащитников нет ни осуждения украинского неонацизма, ни санкций против киевского режима.
Что происходит на освобождённых территориях
Военкор Евгений Линин рассказал о ситуации в освобождённых районах Донбасса:
– Нацисты не раскаивались в 1945 году, не собираются раскаиваться и сегодняшние неонацисты. Мне говорят, что во всём виноваты тридцать лет идеологической обработки и украинцы не могут думать по-другому. Это враньё. В век компьютеров информация доступна всем, было бы желание. А желания узнать правду – нет. Да, в Северодонецке и Лисичанске нас встречали с цветами, как и в годы Великой Отечественной войны. Но так встречают не все. Я видел происходящее в зоне СВО как военный журналист, через объектив камеры, и как доброволец, через прицел автомата, и могу достаточно точно оценивать реальность. Реальность же такова, что доброго слова зачастую недостаточно, а вот добрым словом и автоматом Калашникова можно достичь гораздо большего. Думаю, денацификация станет сложнейшей проблемой. Вспомним, в Германии этот процесс продолжался 47 лет, до 1994 года, и его результаты весьма сомнительны. А теперь осуществлять денацификацию предстоит нам на Украине. Но я не сомневаюсь – победа будет за нами.