Прочёл как-то в «Литературке» заметку С. Казначеева о поэте Станиславе Золотцове («ЛГ», 2022, № 16): «Громкой популярности в народе он не снискал. А это несправедливо! Но литература – жестокое дело и не всех достойных поднимает на щит...» То же можно сказать о многих российских поэтах. И Золотцов – далеко не самый драматический вариант. Но не будем о грустном. Герой моего отзыва – вполне себе здравствующий, хоть и в возрасте, литератор, пишущий в жанре юмора, иронии, сатиры. (А по совместительству – энергетик, к.т.н., автор множества статей и изобретений.) Глеб Сахаров также не избалован вниманием публики. И мне хотелось бы исправить эту несправедливость.
Ну, например, можно ли сказать что-то новое о… любви? Со времён «Песни песней» царя Соломона (X век до н.э.) любовь – главная тема литературы. Сколько можно?! А Глеб Сахаров – нашёл! Какое? Для этого надо прочесть «всемирно-исторический роман «И море, и Гомер». (Не пугайтесь, он очень короткий.) Ну а заодно и остальные его книги: «Выпускник Кембрия...», «Расстрел олигархов», «Офшорные и другие зоны» (М.: Вест-Консалтинг, 2011).
Читая «И море, и Гомер», узнаю фирменный стиль автора: словно скользящий, быстрое удобное чтение, лёгкие глаза – без напряжения. Видимо, дело в особенностях письма автора, какая-то у него располагающая, тёплая, мягкая, я бы сказал, участливая ирония...
С чего начать разговор о любви? С первой пары, от Адама и Евы? Но у автора научное исследование, а не библейские мифы. И вообще, речь идёт о любви как о природном феномене, и не просто о любви, а об идеальной, истинной, вечной... Похоже, начинать надо с первых разумных людей на земле. Да, но и они откуда-то появились, и не без участия любви их предков. Тогда… с самого Начала! Так автор и поступает. Отсюда и такое амбициозное название, и здесь никакого пиара, одна наука, вернее, много наук... И в этом своя логика: надо как-то подготовить читателя к пониманию и ви´дению любви во всём её космическом и историческом происхождении и масштабе. От первого акта – клетки, буквально разрывающейся от любви (размножение делением!). Ведь до сих пор никто толком не сказал, что все мы, любящие и любимые, жившие и живущие, да ещё и нерождённые, – участники вечного романа мужчины и женщины и связаны единой от начала до скончания времён нитью (или цепью?) любви.
Ну а кто может рассказать о сотворении мира лучше, чем... сам Создатель? И хотя Он из скромности приписывает эту заслугу природе, но мы-то с вами знаем, что и кто стоит за т.н. естественным отбором и эволюцией! Вот автор и помещает интервью Создателя земному журналисту по случаю юбилея Земли, ей как раз исполнялось ровно 20 миллиардов лет! Только освоив этот огромный естественно-исторический материал – историю вещества и существа, читатель увидит, что истинная любовь – не просто личное дело мужчины и женщины, но явление вселенского масштаба в его глобально-историческом развитии, как процесс и часть мировой гармонии. Имеющее огромное значение не только для вас и вашей семьи, но и для всего общества, государства, истории, всего человечества. Докладчик вкратце осветил галактическую, геологическую и биологическую эволюцию мира и Земли как единый процесс. Не могу не привести отрывки из интервью:
«Создатель: Скажите спасибо, если бы я остановил свой выбор на крокодиле, получился бы крокодилообразный человек.
Журналист: А получился человекообразный крокодил!
Но на этом обнаглевший журналист не остановился: – А что, возможно, так было бы лучше, крокодилы не убивают друг друга и не бросают своих детей». Да, свобода слова, но дерзить Создателю – это уже слишком... И самая главная часть, романтическая, – «Валаам». Текст Сахарова таков, что лучше цитировать, чем комментировать. Например:
« – Анна (жена) помогла вам открыть и реализовать главный ваш талант –талант любви, а вместе с ним и весь ваш человеческий потенциал – мужчины, мужа, отца, работника, гражданина.
– Одним своим присутствием она напоминает вам, что вы – избранник судьбы, а она – её посланник, чтобы поддержать в вас божественное начало, но не жертвуя человеческим.
– Жить с ангелом, конечно, нелегко... Но Анна (жена), ангел-хранитель, сохранила ради вас (мужа) некоторые важные функции и органы обычных земных женщин. И в этом её достоинства...
– Не любить надо женщину, а – обожать, боготворить, обожествлять (и в каждом слове – Бог). Но только тот мужчина способен обожать, у кого хотя бы искра божественного в сердце...
– Чтобы дарить мужчине наслаждение, так по-царски его награждать, женщина и создана столь совершенной.
– Я одержал в своей жизни всего одну победу, и это событие увековечено записью в загсе. Но, отстаивая свою честь, я вынужден ежедневно сражаться со своим соперником (выдуманным, виртуальным, для состязания) и побеждаю его в борьбе за Анну.
– Если бы не Анна... если я не её муж, то кто я? Я настолько человек, насколько муж этой женщины. Как у Достоевского: «Если Бога нет, какой же я капитан?»
– Какое мне дело до мерзостей жизни, если один взгляд Анны – и жизнь, и мир, и люди становятся прекрасны!
– Надо спросить у Анны, что она в своей печени синтезирует и расщепляет. Ведь это и моя печень. Не перепутает? Имею право, она очищает и мою кровь. Пусть сделает анализ».
Исследование строится на строго научной базе: исторический обзор, ссылки (цитируются поэты, учёные, философы), последние достижения науки, факты, аргументы, открытия и пр. Научный трактат! И в то же время это весёлая книга. Оно и понятно: любовь – это весёлое, радостное событие, занятие, даже, а возможно и тем более, если на научной основе.
Вы думаете, что если вас, читатель, судьба наградила большой любовью, то все проблемы решены? Как бы не так! Проблемы только начинаются, но это – проблемы Большой Любви... Эйфория чередуется с глубокими спадами в настроении – депрессия, страхи, тревоги, сомнения: «Достоин ли я Анны, заслужил ли её любовь, имею ли право быть её мужем, что могу я сделать для её счастья?» и т.п. Но чем может помочь ему автор? Только одним – позвать Анну. Она-то знает, что делать. Что он и предлагает. И Анна рассеивает его сомнения, придаёт ему новые силы, энергию, волю.
Сделав эти открытия, вы тут же поймёте, что стали наследником этой многомиллионнолетней любви поколений и в ответе за союз мужчины и женщины, за любовь как высшую ценность. Вы с женой – как экспонат на всемирной выставке достижений цивилизации, и демонстрируете достигнутый уровень в исторической и духовной эволюции в отношениях полов.
Рецензию на вторую книгу я назвал «Ироническая метафизика Глеба Сахарова». Ирония оттеняет метафизику, которая у Глеба Сахарова играет своеобразную роль градуса постижения бытия; но, соединённая с метафизикой, она работает интереснее… Например, так:
Созвучие – симфония,
Согласие – гармония,
Идиллия, элегия,
Союз, дуэт, единство –
Отцовская энергия
И нежность материнства.
И нежность, плавно зашифрованная в поэтическом тексте и словно укреплённая в последней строчке своеобразной звукописью, ощущается сердцем… Да, любовь, эта альфа бытия, проступает, освещая текст, даже, казалось бы, в самой безнадёжной ситуации:
– Ты не муж, а сплошные убытки.
Боже, как я всё это терплю?
– Ты шумишь. Я расплылся в улыбке.
Побранись. Я и гнев твой люблю.
Поэт стремится вывести свою формулу любви: ибо… всегда нужна своя, отфильтрованная опытом, просвеченная индивидуальностью поэтической одарённости. Поэт исследует грани любви, её оттенки, флюиды, исходящие от вариантов ситуации:
Хохот чёрта и феи улыбка
В карнавальном круженье любви.
Что за драма? Была лишь попытка,
Да, попытка. И только... Увы.
Оригинально скручивается воедино и тёмное, и светлое: чёрт, противопоставленный фее, играет свою роль в суммах взаимоотношений.
Перец публицистики забористо пересыпает строки поэта:
Искусство до того дошло –
Права на равных получает зло.
Так всюду, где культура – пленник
Всесилья и цинизма денег!
Точный и краткий анализ ситуации современности, где всё подчинено пресловутому тельцу, чьё сиянье – фальшиво…
В сборник «Ироническая поэзия» (стихи, маленькие поэмы, сатиры, эпиграммы, миниатюры, шутки, лирика) включены поэмы: комическая «Трижды любовь» хорошо контрастирует с лирической «Поэмой на одной ноте»… Поэма «Город женщин» – гимн городу, украшенному красивыми женщинами. Да, некрасивых женщин не бывает, а в пожилых поэт видит былую красоту (по её следам), и это придаёт им особую, волнующую привлекательность. Юмор Сахарова богат и разнообразен: часто мы сталкиваемся с самоиронией, а это – высший метафизический пилотаж: сначала стоит посмеяться над собой, потом уж над недостатками мира… Читая, замечаешь открытия буквально на каждом шагу, что-то новое: тема, идея, подача, образ – парадоксы. А нередко просто новое слово в жанре! Оказывается, что: третий лишний – самый нужный полезный участник в треугольнике, и влюблённая пара, давно ставшая супружеской, с тоской призывает: «Где ты, третий лишний?»; несостоявшееся свидание – редкая удача («Везение в любви)»; самое сильное признание в любви – как раз в непризнании («Непризнание») – и многие другие.
Закончу очерк предложением Глеба Сахарова, от которого невозможно отказаться, вот и я не могу:
Давайте нравиться друг другу
Давайте нравиться друг другу
Не за успех, чины, посты,
Не за какую-то услугу
(заслугу),
А от душевной теплоты
(простоты,
широты,
доброты).
Умейте нравиться друг другу
И не за что, а вопреки,
Старайтесь, наберитесь духу –
И всё получится-таки!
Искать и узнавать свои
В других грехи, подвохи, слабости
Или найти источник радости! –
Неужто мало для любви?
И так понравимся друг другу!
Преодолев в умах разруху
(совет для всякого –
от М. Булгакова),
Как однопланетяне,
Да по-соседски – как земляне!..
Как современники И соплеменники, –
Мечта, людская солидарность, Доверие и
благодарность!
…Так, все понравились друг другу?
Как будто все… Прекрасно.
Руку!
И на прощание – прекрасная строфа из стихотворения «Нежность»:
Огромная жизнь, а всё мало,
Хоть так велика, а мала…
Как странно, что жизнь миновала,
А юность ещё не прошла…