Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 февраля 2023 г.
Литература

О бедном поэте замолвите слово

Глебу Сахарову удалось совместить иронию и нежность

13 февраля 2023

Прочёл как-то в «Литературке» заметку С. Казначеева о поэте Станиславе Золотцове («ЛГ», 2022, № 16): «Громкой популярности в народе он не снискал. А это несправедливо! Но литература – жестокое дело и не всех достойных поднимает на щит...» То же можно сказать о многих российских поэтах. И Золотцов – далеко не самый драматический вариант. Но не будем о грустном. Герой моего отзыва – вполне себе здравствующий, хоть и в возрасте, литератор, пишущий в жанре юмора, иронии, сатиры. (А по совместительству – энергетик, к.т.н., автор множества статей и изобретений.) Глеб Сахаров также не избалован вниманием публики. И мне хотелось бы исправить эту несправедливость.

Ну, например, можно ли сказать что-то новое о… любви? Со времён «Песни песней» царя Соломона (X век до н.э.) любовь – главная тема литературы. Сколько можно?! А Глеб Сахаров – нашёл! Какое? Для этого надо прочесть «всемирно-исторический роман «И море, и Гомер». (Не пугайтесь, он очень короткий.) Ну а заодно и остальные его книги: «Выпускник Кембрия...», «Расстрел олигархов», «Офшорные и другие зоны» (М.: Вест-Консалтинг, 2011).

Читая «И море, и Гомер», узнаю фирменный стиль автора: словно скользящий, быстрое удобное чтение, лёгкие глаза – без напряжения. Видимо, дело в особенностях письма автора, какая-то у него располагающая, тёплая, мягкая, я бы сказал, участливая ирония...

С чего начать разговор о любви? С первой пары, от Адама и Евы? Но у автора научное исследование, а не библейские мифы. И вообще, речь идёт о любви как о природном феномене, и не просто о любви, а об идеальной, истинной, вечной... Похоже, начинать надо с первых разумных людей на земле. Да, но и они откуда-то появились, и не без участия любви их предков. Тогда… с самого Начала! Так автор и поступает. Отсюда и такое амбициозное название, и здесь никакого пиара, одна наука, вернее, много наук... И в этом своя логика: надо как-то подготовить читателя к пониманию и ви´дению любви во всём её космическом и историческом происхождении и масштабе. От первого акта – клетки, буквально разрывающейся от любви (размножение делением!). Ведь до сих пор никто толком не сказал, что все мы, любящие и любимые, жившие и живущие, да ещё и нерождённые, – участники вечного романа мужчины и женщины и связаны единой от начала до скончания времён нитью (или цепью?) любви.

Ну а кто может рассказать о сотворении мира лучше, чем... сам Создатель? И хотя Он из скромности приписывает эту заслугу природе, но мы-то с вами знаем, что и кто стоит за т.н. естественным отбором и эволюцией! Вот автор и помещает интервью Создателя земному журналисту по случаю юбилея Земли, ей как раз исполнялось ровно 20 миллиардов лет! Только освоив этот огромный естественно-исторический материал – историю вещества и существа, читатель увидит, что истинная любовь – не просто личное дело мужчины и женщины, но явление вселенского масштаба в его глобально-историческом развитии, как процесс и часть мировой гармонии. Имеющее огромное значение не только для вас и вашей семьи, но и для всего общества, государства, истории, всего человечества. Докладчик вкратце осветил галактическую, геологическую и биологическую эволюцию мира и Земли как единый процесс. Не могу не привести отрывки из интервью:

«Создатель: Скажите спасибо, если бы я остановил свой выбор на крокодиле, получился бы крокодилообразный человек.

Журналист: А получился человекообразный крокодил!

Но на этом обнаглевший журналист не остановился: – А что, возможно, так было бы лучше, крокодилы не убивают друг друга и не бросают своих детей». Да, свобода слова, но дерзить Создателю – это уже слишком... И самая главная часть, романтическая, – «Валаам». Текст Сахарова таков, что лучше цитировать, чем комментировать. Например:

« – Анна (жена) помогла вам открыть и реализовать главный ваш талант –талант любви, а вместе с ним и весь ваш человеческий потенциал – мужчины, мужа, отца, работника, гражданина.

– Одним своим присутствием она напоминает вам, что вы – избранник судьбы, а она – её посланник, чтобы поддержать в вас божественное начало, но не жертвуя человеческим.

– Жить с ангелом, конечно, нелегко... Но Анна (жена), ангел-хранитель, сохранила ради вас (мужа) некоторые важные функции и органы обычных земных женщин. И в этом её достоинства...

– Не любить надо женщину, а – обожать, боготворить, обожествлять (и в каждом слове – Бог). Но только тот мужчина способен обожать, у кого хотя бы искра божественного в сердце...

– Чтобы дарить мужчине наслаждение, так по-царски его награждать, женщина и создана столь совершенной.

– Я одержал в своей жизни всего одну победу, и это событие увековечено записью в загсе. Но, отстаивая свою честь, я вынужден ежедневно сражаться со своим соперником (выдуманным, виртуальным, для состязания) и побеждаю его в борьбе за Анну.

– Если бы не Анна... если я не её муж, то кто я? Я настолько человек, насколько муж этой женщины. Как у Достоевского: «Если Бога нет, какой же я капитан?»

– Какое мне дело до мерзостей жизни, если один взгляд Анны – и жизнь, и мир, и люди становятся прекрасны!

– Надо спросить у Анны, что она в своей печени синтезирует и расщепляет. Ведь это и моя печень. Не перепутает? Имею право, она очищает и мою кровь. Пусть сделает анализ».

Исследование строится на строго научной базе: исторический обзор, ссылки (цитируются поэты, учёные, философы), последние достижения науки, факты, аргументы, открытия и пр. Научный трактат! И в то же время это весёлая книга. Оно и понятно: любовь – это весёлое, радостное событие, занятие, даже, а возможно и тем более, если на научной основе.

Вы думаете, что если вас, читатель, судьба наградила большой любовью, то все проблемы решены? Как бы не так! Проблемы только начинаются, но это – проблемы Большой Любви... Эйфория чередуется с глубокими спадами в настроении – депрессия, страхи, тревоги, сомнения: «Достоин ли я Анны, заслужил ли её любовь, имею ли право быть её мужем, что могу я сделать для её счастья?» и т.п. Но чем может помочь ему автор? Только одним – позвать Анну. Она-то знает, что делать. Что он и предлагает. И Анна рассеивает его сомнения, придаёт ему новые силы, энергию, волю.

Сделав эти открытия, вы тут же поймёте, что стали наследником этой многомиллионнолетней любви поколений и в ответе за союз мужчины и женщины, за любовь как высшую ценность. Вы с женой – как экспонат на всемирной выставке достижений цивилизации, и демонстрируете достигнутый уровень в исторической и духовной эволюции в отношениях полов.

Рецензию на вторую книгу я назвал «Ироническая метафизика Глеба Сахарова». Ирония оттеняет метафизику, которая у Глеба Сахарова играет своеобразную роль градуса постижения бытия; но, соединённая с метафизикой, она работает интереснее… Например, так:

Созвучие – симфония,

Согласие – гармония,

Идиллия, элегия,

Союз, дуэт, единство –

Отцовская энергия

И нежность материнства.

И нежность, плавно зашифрованная в поэтическом тексте и словно укреплённая в последней строчке своеобразной звукописью, ощущается сердцем… Да, любовь, эта альфа бытия, проступает, освещая текст, даже, казалось бы, в самой безнадёжной ситуации:

– Ты не муж, а сплошные убытки.

Боже, как я всё это терплю?

– Ты шумишь. Я расплылся в улыбке.

Побранись. Я и гнев твой люблю.

Поэт стремится вывести свою формулу любви: ибо… всегда нужна своя, отфильтрованная опытом, просвеченная индивидуальностью поэтической одарённости. Поэт исследует грани любви, её оттенки, флюиды, исходящие от вариантов ситуации:

Хохот чёрта и феи улыбка

В карнавальном круженье любви.

Что за драма? Была лишь попытка,

Да, попытка. И только... Увы.

Оригинально скручивается воедино и тёмное, и светлое: чёрт, противопоставленный фее, играет свою роль в суммах взаимоотношений.

Перец публицистики забористо пересыпает строки поэта:

Искусство до того дошло –

Права на равных получает зло.

Так всюду, где культура – пленник

Всесилья и цинизма денег!

Точный и краткий анализ ситуации современности, где всё подчинено пресловутому тельцу, чьё сиянье – фальшиво…

В сборник «Ироническая поэзия» (стихи, маленькие поэмы, сатиры, эпиграммы, миниатюры, шутки, лирика) включены поэмы: комическая «Трижды любовь» хорошо контрастирует с лирической «Поэмой на одной ноте»… Поэма «Город женщин» – гимн городу, украшенному красивыми женщинами. Да, некрасивых женщин не бывает, а в пожилых поэт видит былую красоту (по её следам), и это придаёт им особую, волнующую привлекательность. Юмор Сахарова богат и разнообразен: часто мы сталкиваемся с самоиронией, а это – высший метафизический пилотаж: сначала стоит посмеяться над собой, потом уж над недостатками мира… Читая, замечаешь открытия буквально на каждом шагу, что-то новое: тема, идея, подача, образ – парадоксы. А нередко просто новое слово в жанре! Оказывается, что: третий лишний – самый нужный полезный участник в треугольнике, и влюблённая пара, давно ставшая супружеской, с тоской призывает: «Где ты, третий лишний?»; несостоявшееся свидание – редкая удача («Везение в любви)»; самое сильное признание в любви – как раз в непризнании («Непризнание») – и многие другие.

Закончу очерк предложением Глеба Сахарова, от которого невозможно отказаться, вот и я не могу:

Давайте нравиться друг другу

Давайте нравиться друг другу

Не за успех, чины, посты,

Не за какую-то услугу

(заслугу),

А от душевной теплоты

(простоты,

широты,

доброты).


Умейте нравиться друг другу

И не за что, а вопреки,

Старайтесь, наберитесь духу –

И всё получится-таки!


Искать и узнавать свои

В других грехи, подвохи, слабости

Или найти источник радости! –

Неужто мало для любви?


И так понравимся друг другу!

Преодолев в умах разруху

(совет для всякого –

от М. Булгакова),

Как однопланетяне,

Да по-соседски – как земляне!..

Как современники И соплеменники, –

Мечта, людская солидарность, Доверие и

благодарность!

…Так, все понравились друг другу?

Как будто все… Прекрасно.

Руку!


И на прощание – прекрасная строфа из стихотворения «Нежность»:


Огромная жизнь, а всё мало,

Хоть так велика, а мала…

Как странно, что жизнь миновала,

А юность ещё не прошла…

Тэги: Поэзия Поэт
Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS