«Весна, капель, усатый дворник сгребает март, играет Бах…». Эти строки из поэтического сборника «Привези мне весну» ведущего артиста Театра «Содружество артистов Таганки» Владимира Завикторина по странной аллюзии связаны с главной темой его дебюта в режиссуре – авантюрной комедии «Любовь до потери памяти». Премьера в конце марта. Выкроив время между репетициями, заслуженный артист России Владимир Завикторин ответил на вопросы «ЛГ».
– Помнится, пьеса Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти» была востребована лет десять назад, во времена борьбы с игорным бизнесом в России, чем привлекла вас сегодня?
– Не скрою, это инициатива нашего худрука Николая Николаевича Губенко. Он предложил прочесть пьесу, она мне понравилась, мы обсудили сценографию, назначили артистов и, не откладывая, я начал репетировать. Пьесы Валентина Красногорова – литературный псевдоним российского драматурга и писателя Валентина Файнберга – очень кинематографичны, по любой из них можно делать кино. Драматургические ходы в «Любви до потери памяти», с неожиданными поворотами, постоянно меняющимися событиями, так и накатывающими друг на друга, держат зрителя в напряжении. По сюжету, к доктору приходит мужчина с жалобой на потерю памяти, пока тот пытается завести историю болезни, появляется жена пациента, и в результате выясняется, что тем же недугом страдает сам врач. На этом парадоксе всё и построено, в финале зрителей ждёт неожиданная развязка, скучать не придётся. Главная тема нашего спектакля – вовсе не игромания, которую используем как метафору, а способность женщины, пытающейся спасти возлюбленного, к жертвенности. К той самой любви «до потери памяти».
В спектакле заняты заслуженные артисты России – Михаил Басов, Мария Федосова, Александр Баринов, Данила Перов. Главную роль должна была играть Ирина Усок, которая угодила в судебное разбирательство: муж-американец пытается отобрать у неё ребёнка. Недавно актриса приезжала в Москву, играла в спектакле «Бешеные деньги» и репетировала у меня. Сейчас она в Америке, арестована, муж обвиняет её в краже ребёнка, и это просто абсурд. Мы всё же надеемся, что здравый смысл возобладает и всё окончится хорошо.
– Как определяете жанр постановки и обыгрываете название пьесы? Любовь, как и поэзия, похоже надолго ушли из нашей жизни...
– Ну как они могут уйти, это категории вечные, другое дело, как мы к ним относимся. Вот солнце, оно всегда есть, просто кто-то смотрит себе под ноги, а кто-то – на небо. А жанр – у нас точно не лирическая комедия, которая, знаете, как появилась? Георгию Данелии как-то сказали: «Что-то ваша комедия не очень смешная», на что он ответил: «А это потому, что она лирическая». А у нас интеллектуальная комедия с элементами абсурда. Или авантюрная.
– Помогает ли вам драматург?
– Мы перезваниваемся с Валентином Самуиловичем, сейчас он живёт в Питере, откуда родом. А в 90-е годы, знаю, был вице-мэром города Хайфы в Израиле. Серьёзный учёный, доктор технических наук, но вот уже полвека занимается драматургией. Автор почти четырёх десятков пьес, организатор питерского Союза драматургов, отстаивающего права авторов. Отзывчивый, общительный, обаятельный человек. Он приезжал к нам в театр, встречался с артистами, но, когда я спросил его о пожеланиях, попросил лишь актёров произносить текст так, как написано у драматурга.
– С другими пьесами Красногорова познакомились?
– Спектр чрезвычайно широк, а к его книге о поэтике драмы «Четыре стены и одна страсть» предисловие написал сам Георгий Товстоногов. Но я в первую очередь прочёл его статьи, посвящённые отношениям драматурга и театра, драматургии в целом и такому жанру, как комедия «О бедной комедии замолвите слово». Драматург пишет, что режиссёры нынче не жалуют комедию, потому что трагедию ставить легче. Комедия – более сложный жанр, потому что строится на парадоксах: чем больше неожиданных поворотов, тем интереснее зрителю. И, как не всем драматургам дано писать комедии, так и не всем режиссёрам – ставить, нужно особое чутьё.
– Скажите, как себя чувствует актёр, когда приходится играть роль на преодоление своей природы?
– Как всегда, ищешь точки соприкосновения с персонажем и стараешься оправдать его. Даже если он Кощей Бессмертный. Пытаюсь внутренне смеяться над ним, и от этого он получается очень смешным. Дети в восторге, всегда дарят цветы. Для чего люди приходят в театр? Чтобы поплакать или посмеяться, это и есть катарсис. Я и Городничего в спектакле «Спасти Хлестакова» оправдываю: да, он вор и подлец, но при этом человек верующий, идёт в церковь и кается, и, на мой взгляд, искренне. Как у него всё это совмещается? Наверное, так, как и в нашей жизни на каждом шагу.
– «Ревизор», конечно же, вещь ультрасовременная, телевизор включить невозможно – сплошные городничие, тяпкины-ляпкины, да держиморды. О чём вы думаете, когда слышите об этом шквале коррупции?
– О том, что всё пошло от развала Советского Союза, величайшей трагедии для народа. И последовавшего за этим беспредела, который замедленными темпами пытаются ликвидировать, вернуть всё на круги своя. Но разве сдвинешь сразу такую махину? Очень хотелось бы, чтобы произошло это на нашем веку.
– Но пока – в смысле культурных преобразований – предлагают сократить количество театров в Москве…
– Объединять театры, например Большой и Малый, в театральные кластеры? Этим самым, насколько я понимаю, действительно предлагают избавляться от «лишних» театров в столице. Театральную общественность это, несомненно, взволнует, когда начнут осуществлять задуманное. Во всяком случае, Министерство культуры уже взяло под козырёк. Но, на мой взгляд, в первую очередь надо навести порядок в стране, а уж потом создавать кластеры. Как это будет выглядеть, трудно представить, но на мегаполис с 22 млн жителей, учитывая приезжих, существующее количество театров в пределах нормы. У каждой труппы своя программа: одни занимаются классикой, другие – современной драматургией, а есть такие режиссёры, как Анатолий Васильев, которые озабочены поиском новых театральных форм и никогда не останавливаются.
Не сказал бы, что критерием в выборе театров может быть интерес зрителей, потому что кому-то нравится «Дом-2», к сожалению, их миллионы, а кому-то – Пушкин, тут цифра будет поменьше. Но нельзя опускаться до потребы публики, именно поэтому, на мой взгляд, театр должен быть дотационным. «Потребу» в чистом виде до нынешнего времени и так финансировали неплохо. Тут, как ни крути, всё завязано на том самом развале Советского Союза. Мы с вами оказались в «переходном» времени, невозможно не верить, что рано или поздно оно закончится, и настоящие литература и искусство вновь будут в цене.
– Но что нужно сделать, чтобы победить нынешнее бескультурье?
– Через СМИ и ТВ, а то и через искусство, нам умышленно подменяют чувство красоты и истины демонстрацией безобразных шоу, давят на низменные потребности, предлагая смотреть и подражать. Пресечь это бескультурье в корне поможет только государственная политика, направленная на возрождение культуры. И важны не декларации, которых провозглашается немало, а реальные действия, за которые спрос должен быть с конкретных людей. Не говорю уж о необходимости строгих финансовых отчётностей в сфере культуры.
Но в первую очередь, мне кажется, надо вернуться к советским принципам в руководстве культурой, например, возродить худсоветы, как бы их ни ругали.
– Скажите, во сколько лет вы взяли перо в руки?
– В шестнадцать. Пишу стихи, песни, поэмы, сказки. Одна – «Боги Олимпа и чудовища» – шла в Театре кукол на Спартаковской, а драматическую поэму «Один день из жизни Ивана Грозного» ставили к юбилею в Александровой слободе. Исторических поэм у меня несколько, наиболее интересной считаю «Крещение Руси». А не так давно написал «Степана Разина». В замыслах – «Александр Невский». Брался уже – отложил. Жду «включения».
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Владимир Завикторин, уроженец московских Чистых прудов, выпускник Театрального училища им. Щепкина, вот уже более двадцати лет служит сцене «Содружества», среди его лучших ролей – Сергей Есенин в «Исповеди хулигана», генерал Чарнота в «Беге», Савва Васильков в «Бешеных деньгах», Городничий в «Спасти Хлестакова». Снялся в 25 фильмах, любимых два – «Бригада» и «Плюс бесконечность». С детства занимался военно-прикладным многоборьем, чемпион Москвы, призёр первенства Советского Союза. По первой профессии – учитель физкультуры, в 2008 году – военкор отряда спецназа «Ермак» в Чечне. Руководил актёрским курсом Ярославского театрального института. Автор нескольких поэтических сборников, отмеченных зарубежными и отечественными литературными премиями. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Премия ТЭФИ (1996).
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Театр «Содружество актеров Таганки»
(ГБУК г. Москвы «Театр «Содружество актеров Таганки»)
Земляной вал ул., д.76/21, стр.1, 109004
Телефон: (495) 915-12-12, факс (495) 915-12-12
E-mail: teatrsodracttaganki@culture.mos.ru
Театр «Содружество актеров Таганки»
под руководством Народного артиста РСФСР Николая Губенко
приглашает Вас на пресс-показ спектакля
«Любовь до потери памяти»,
который состоится 29 марта в 19.00.
Московский театр «Содружество актёров Таганки» под руководством Народного артиста РСФСР Николая Губенко выпускает премьеру «Любовь до потери памяти» по пьесе Валентина Красногорова, которая запланирована на 30 и 31 марта в 19.00. Постановка Заслуженного артиста России Владимира Завикторина.
29 марта на предпоказе будет присутствовать автор пьесы «Любовь до потери памяти» - известный драматург Валентин Самуилович Красногоров. Над постановками его пьес работали такие выдающиеся режиссёры, как Георгий Товстоногов, Лев Додин, Владимир Андреев, Роман Виктюк…
Просим Вас оказать информационную поддержку данного мероприятия. Специально для СМИ будет организован пресс-показ спектакля, который пройдёт 29 марта в 19.00.
Аккредитациям и дополнительная информация:
8(495)915-10-24,
8(968)897-35-74 Юлия Сезер
mail: ysezer@mail.ru, сайт театра: www.taganka-sat.ru
ПРЕСС-РЕЛИЗ СПЕКТАКЛЯ «ЛЮБОВЬ ДО ПОТЕРИ ПАМЯТИ» ПО ПЬЕСЕ ВАЛЕНТИНА КРАСНОГОРОВА В ПОСТАНОВКЕ ВЛАДИМИРА ЗАВИКТОРИНА.
ПРЕСС-ПОКАЗ 29 МАРТА!
ПРЕМЬЕРА 30, 31 МАРТА!
Владимир Завикторин:
Николай Николаевич Губенко посоветовал прочитать пьесу Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти», она мне очень понравилась и я решил взяться за постановку.
Тема любви в театре и драматургии всегда актуальна, но это не просто любовь, любовь-одержимость, в результате чего возникает подмена понятий о добре и зле. В наше время многие люди желают добиться своей цели любым путём, зачастую этически недозволенными способами. Я постарался максимально уважительно отнестись к тексту драматурга. К его идее пьесы. И честно, в меру своего таланта делать дело. Пьеса написана в стиле интеллектуальной комедии, очень зажигательная, динамичная, есть над чем посмеяться и над чем задуматься. Надеюсь, спектакль будет таким же.
Владимира Завикторина, который для своей дебютной режиссёрской работы в театре «Содружество актёров Таганки» выбрал интеллектуальную комедию «Любовь до потери памяти», поразил широкий диапазон творческого воображения автора: его умение создавать драматургическую интригу, использовать гротескные приёмы, головоломные сюжеты.
Спектакли по пьесам российского драматурга и писателя Валентина Красногорова ставят во всём мире и имеют большой успех. Над постановками его пьес работали такие выдающиеся режиссёры, как Георгий Товстоногов, Лев Додин, Владимир Андреев, Роман Виктюк…
Темы, которые поднимает Красногоров, очень житейские. Они привлекают своей актуальностью и правдивостью, тем не менее, нисколько не вульгарны, без намёка на пошлость. Парадоксальные ситуации, в которые он ставит своих героев, захватывают и держат в напряжении до самого финала. У автора он чаще всего непредсказуем. Правильный литературный язык, тонкое чувство юмора, острая сатира, лиризм, абсурд, психология взаимоотношений мужчины и женщины – вот секрет привлекательности его пьес.
В спектакле заняты:
Заслуженные артисты России: Михаил Басов, Данила Перов, Александр Баринов, Мария Федосова.
Артисты: Владимир Базынков, Ирина Усок, Мария Добржинская, Алексей Емцов, Полина Фокина, Ирина Клабукова, Вадим Николайчук, Евгения Стегний.
Аннотация к спектаклю:
Положение, в которое поставлены герои этой комедийной истории, пикантно и запутано. Несмотря на романтичное название, зрителям порой будет казаться всё происходящее большим розыгрышем, а иногда и чьим-то сумасшествием. Режиссёр и актёры обещают создать на сцене настоящую интригу. Скучать не придётся никому! И только развязка объяснит кто и с какой целью придумал эту азартную головоломную авантюру, которая должна была стать для кого-то спасением ... Но станет ли?
О режиссёре:
Владимир Завикторин - Заслуженный артист России, Почётный работник культуры города Москвы, Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств в отделении литературного искусства и журналистики, Член Союза писателей России.
Родился в 1964 году в Москве, на Чистых прудах. В 1999 году окончил Театральное училище им. Щепкина, мастерская Афонина Н. Н. С четвёртого курса был приглашён на работу в Театр "Содружество актеров Таганки".
С детства занимался военно-прикладным многоборьем, трижды становился чемпионом Москвы, призёр первенства Советского Союза. Лето проводит на корабле, остальное время в театре. Рисует, пишет стихи, играет на музыкальных инструментах. По первой профессии учитель физкультуры. Работал учителем в школе, затем воспитателем в интернате для детей-сирот. В 2008 г. работал военным журналистом в Чечне в отряде спецназа "Ермак". С 2004 по 2008 - художественный руководитель актёрского курса Ярославского театрального института.
Роли в кино и в телесериалах: "Тихие омуты", реж. Э. Рязанов "Соло для Фаталистов", реж. Фомин "Бригада", реж. Сидоров "Люди и тени", реж. В. Шиловский "Плюс Бесконечность", реж. А. Луканев "Кулагин и партнеры", реж. А. Грабарь "Криминальное видео", реж. Ю. Музыка "Возьми меня с собой", реж. Ховтан "Понять, простить" "Адвокат", реж. Д. Фикс "МЧС", "Дежурный ангел", реж. П. Игнатов "Час Волкова - 2", реж. Е. Грамматиков «Команда Че», реж. Александр Сухарев, 2011 «Закрытая школа», реж. О. Асадулин, С. Пильщиков, А. Новосельцев, 2011 «Фантом», реж. Н. Викторов - майор ФСБ Быстроног, 2011 «Выхожу тебя искать», реж. С. Бобров, 2012 «Провокатор», реж. В. Шмелёв, 2012 «Папа дорогой», реж. Ф. Ордовский, 2012 «Иллюзия», реж. Д. Крохмалева, главная роль, 2013 «Москва – три вокзала», реж. Д. Ройтберг, 2014 «Криминальное наследство», реж. А. Луканев, 2014 «Мент в законе», реж. И. Ромащенко, 2014 «Временщик», реж. Ю. Музыка, 2014 «Учитель в законе», реж. А. Мохов, 2014 «Меч-2», реж. А. Луканев, 2014 "Оптимисты", реж. А. Попогребский, "Мосгаз", реж. А. Малюков.
Работы на телевидении: Озвучивал программу "Куклы" в 1996 г. - премия Тэфи.
Автор книг: "Осколки нежности", "Здравствуй, душа моя!", "Полынь", "Русские исторические хроники", "Крещение Руси", "Привези мне весну".
Премии: Первая международная премия за литературу г. Тулуза (Франция) в 2005 г. Премия Сергея Есенина - за литературу Премия "Золотое перо Московии" Премия «Золотое перо Руси», 2011
Звания: Заслуженный артист России, Почётный работник культуры города Москвы, Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств в отделении литературного искусства и журналистики, Член Союза писателей России.
Награжден медалями: Федерации Космонавтики России в 2004 г. Союза писателей России в 2005 г. Федерации Космонавтики России в 2005 г. "За честь и пользу" в 2006 г. Федерации Космонавтики России в 2006 г. "Золотая Есенинская медаль" в 2007 г. "За трудовую доблесть" в 2007 г. Федерации Космонавтики России в 2007 г. "За честь и достоинство" в 2007 г. "За ратную доблесть" в 2008 г. Орден "Долг и честь" 2008 г.
Страница спектакля на сайте театра:
https://taganka-sat.ru/repertuar/lyubov-do-poteri-pamyati
Пресс-служба:
Юлия Сезер ysezer@mail.ru
8(968) 897-35-74
8(495) 915-10-24