Деятели фэндома Сергей Лукьяненко и Олег Дивов высказались у себя на странице в «Фейсбуке» о том, что пришёл конец книжным сетям и классическим издательствам и что если «старая гвардия» придёт в сетевую литературу (самиздат) – а другого выхода нет, – то обязательно займёт там лидирующие позиции, потому что олдовые писатели могут и боком, и сверху, и сзади. Они – бриллианты отечественной культуры.
Я соглашусь, что у некоторых потенциал для этого есть, но не у всех. Кроме того, подход сетевых писателей тоже устарел, как хобот мамонта. И это нужно принимать во внимание во время экспансии с полок библиотек в электронные каталоги смартфонов и планшетов.
Коллеги, десять лет назад я писал о том, что вы увидели сейчас, я читал об этом лекции и старался внушить ученикам: литература – это бизнес, так есть в Европе и США, наше мировосприятие искажено советским временем, когда писатель был в привилегированном положении, потому что пропагандировал идеи КПСС.
А теперь и вообще бумажная книга стала никому не интересна. В США, кстати, испокон веков никто не собирал книги, там считается, что коллекционировать книги – это как хранить вчерашние газеты. Другое дело – артефакты: винтаж, антиквариат и т.д.
Сейчас каждый может взять планшет или смартфон, как некую спиритическую доску, и вызвать дух книги, впитать его, насладиться им, а фолианты лежат на полке пустой оболочкой, чёрными бездушными трупами.
Сетевые авторы – это неорганизованный хаос, как правило, и они тоже далеки от современных способов создания личного бренда, инфобизнеса, СММ, то, чему я уделяю большую часть рабочего времени. Что уж говорить о писателях, которых издавали «Эксмо» или «АСТ»?
Например, в этом году сложилась такая ситуация: в одно известное издательство пришёл молодой автор-фантаст, который написал, по мнению, например, известного литературного агента и составителя сборников Андрея Синицына, откровенную графоманию, и не только он так считает. Но у «мальчика» был, скажем, миллион подписчиков, к примеру, в «Инстаграме», и дебютант опередил по тиражам всех известных фантастов. Все-е-ех!
О чём это говорит? В интернете свои правила. Сетевые писатели работают тоже по старинке, они пытаются продать творчество, а нужно делать из себя бренд и продавать всё, к чему прикасаешься, – это называется «косвенная монетизация». Реклама в ваших соцсетях, мессенджерах типа «Телеграм», онлайн-школы, канал на «Ютьюбе» – всё это в совокупности может приносить миллионы, хотя бы рублей. Но этот бизнес нужно выстраивать. Да и бумажные и электронные тиражи с таким подходом тоже вырастут!
Кстати, так могут стать обеспеченными людьми и писатели мейнстрима, и даже поэты. Если сосредоточить всю аудиторию, скажем, Романа Сенчина на одной площадке в интернете и предлагать его аудитории интересные для неё акции, не жадничать, то такое ноу-хау может приносить солидный косвенный доход. Не книгами будет сыт писатель будущего.
Писатель – это психолог, лингвист, мудрый помощник и т.д., и за всё это в цивилизованном мире платят.
Вот только выдержит ли «старая гвардия» новые правила? Не покроются ли бриллианты серым налётом и слизью? Надеюсь, что они не потеряют блеск, потому что люблю этих людей и считаю себя частью старого мира, но я хочу выжить, поэтому полностью принимаю новые правила игры.