
Мила Яковлева
Вячеслав Бавидов. Случайность? Жасмин во мраке не цветёт. – М., 2025. – 352 с. – 2000 экз.
В новую книгу Вячеслава Бавидова вошли две связанные между собой повести – «Случайность?» и «Жасмин во мраке не цветёт». Основная идея обоих произведений – преображение через боль. Автор проводит своих героев через череду потерь и испытаний, после которых они возрождаются для новой жизни, более осмысленной и нравственной.
Так, в повести «Случайность?» смерть отца заставляет Дениса, молодого тусовщика, пересмотреть свои интересы, стать более мужественным и взять на себя ответственность за семью. А в повести «Жасмин во мраке не цветёт» нескольких героев испытывает на прочность сам Князь Тьмы... Здесь – множество сюжетных линий, каждая из которых представляет собой тригонометрическую кривую: взлёт-падение-взлёт. Линии при этом причудливо переплетаются между собой, связывая множество судеб в единую сеть.
Кроме героев и общих сюжетных линий объединяют произведения ещё и мистические элементы. В «Случайности» в самый переломный момент героям помогают духи умерших, а во второй повести, как уже было сказано, действует Дьявол, его приспешники – смертные грехи, а на стороне Добра за человеческие души бьются святой Серафим, а также Вера, Надежда, Любовь и София. Когда кажется, что помочь может только чудо – оно случается: смертельная опухоль рассасывается, женщина, решившая было совершить самоубийство, обретает новый смысл жизни, взяв на воспитание подкидыша, молодой человек, мучимый жаждой мести, наконец находит душевный покой...
Ещё один приём, который активно использует Бавидов, – противопоставления, будь то контрастные жизненные ситуации или разительные изменения в характере персонажей. Эти контрасты помогают автору удерживать эмоциональное напряжение: вот счастливая семья завтракает за одним столом – а вот получает новость о смерти отца и мужа; вот радостный и подающий надежды юноша едет с родными на соревнования – а вот приходит в сознание в больнице и узнаёт, что он теперь сирота; вот талантливая и приятная девушка превращается в распущенную и капризную поп-диву...
Также автор умело внедряет в текст мультиперспективу, показывая одни и те же сцены глазами разных персонажей. Приём, без сомнения, эффектный и не так часто встречающийся в литературе. С одной стороны, это позволяет Бавидову добавить повествованию объём, а с другой – искусственно притормозить бег сюжета в кульминационные моменты, накаляя интригу.
Вообще обе повести очень кинематографичны. Не могу утверждать наверняка, но, кажется, Вячеслав Бавидов писал их с прицелом на дальнейшую экранизацию или как минимум постановку на сцене. Что ж, второе уже сбылось: режиссёр и продюсер Дмитрий Бикбаев поставил спектакль по повести «Случайность?» в открытом театральном пространстве «Арт-платформа» в Новом Манеже. Постановка получила название «Я люблю тебя, папа» и вызвала позитивный отклик как у критиков, так и у зрителей. А «Жасмин во мраке не цветёт» можно было бы превратить в зрелищный полнометражный фильм или даже сериал: на экран прямо-таки просятся и таинственные мрачные сцены в некой адской канцелярии, где Дьявол собирает на совещание семь смертных грехов, и сцены концерта и предшествующих ему закулисных интриг, и поездка одной из героинь в Дивеево, и, конечно, счастливый финал в идиллических деревенских декорациях с прекрасной цветущей яблоней – символом возрождения, крепкими деревянными домами и такими же крепкими семьями.
Вообще значение семьи в повестях трудно переоценить. Это не только одна из ключевых ценностей в мировоззрении автора, не только одна из точек опоры, помогающих героям возродиться, но и тоже своего рода чудо. Обыкновенное чудо спасительного человеческого тепла, связи, удерживающей на плаву в самые тяжёлые моменты жизни. Если после прочтения вам захочется позвонить родным людям – думаю, авторскую задумку можно считать полностью удавшейся.