Алекс Громов. Персия – Иран: ХХ век. – М.: Садра, 2024. – 448 с. – 3000 экз.
Для современной России Иран важный политический, экономический партнёр, а недавние трагические события в этой стране ещё больше актуализируют книгу. Она поможет разобраться в хитросплетениях иранской истории, лучше понять Иран ХХI века.
ХХ век для Ирана стал одним из самых динамичных и непредсказуемых. Иран вошёл в это столетие абсолютной монархией под управлением обожавших роскошь правителей и жадных царедворцев, превратился в конституционную монархию, потом снова – де-факто – в абсолютную монархию, прежде чем стал республикой.
Среди героев книги – участник Конституционной революции Саттар-хан, которого иранцы с гордостью называли народным генералом. За границей он был известен как «персидский Гарибальди» – именно так его называли в европейских и американских изданиях.
Последние из династии Каджаров были эгоистичными и бесконтрольно опустошали государственную казну. Реза-шах, взошедший на престол как основатель новой династии Пехлеви, не желал считаться с многовековыми традициями, намеревался модернизировать, европеизировать Иран и при этом ощущать себя великим правителем. «Реза-шах заявлял своим подданным, что во славу родины нужно воздерживаться от ношения одежды иностранного происхождения. В одном из своих выступлений он говорил: «Иранец должен использовать ткани иранского производства. Галстук должен быть сделан в Йезде, а не в Европе... Женщины должны отбросить чадру и наряду с мужчинами появляться в обществе. Отменяются титулы – такой-то ад-доуле или такой-то ас-салтане. Вместо титула нужно выбрать фамилию семьи. Вывески магазинов должны оформляться на персидском языке, а не на европейских…»
Его сын Мохаммед Реза, ставший последним шахом Ирана, был уверен: благодаря ему за несколько лет страна станет другой. При этом миллиарды долларов от продажи иранской нефти оседали на личных счетах шаха, его родных и приближённых.
На протяжении столетия независимость Ирана, казалось бы, не раз была под вопросом. Так, у американского госдепартамента в 1940-е годы существовал проект раздела Ирана на несколько частей, каждой из которых Америке проще было бы управлять.
Менялись не только формы правления и имена министров, но и отношения властей с народом – от презрительного до попыток заигрывания (так называемая Белая революция). Исламская революция стала во многом исполнением народных чаяний.
При этом ХХ век оказался эпохой, когда весь мир узнал о великих памятниках древности, сохранившихся на иранской земле. В сентябре 1939 года, после начала Второй мировой войны, европейские археологи были вынуждены свернуть свою работу в древней столице времён Ахеменидов – Персеполе. Раскопками занялись сами иранцы, для чего был создан специальный «Научный центр Персеполя». Часть средств в его бюджет распорядился выделить из шахской казны Реза-шах. Другую часть предоставило министерство просвещения. А затем в это дело вложились отдельные иранские землевладельцы – потомки старинных родов.
В книге подробно описана история захвата «гнезда шпионов» – американского посольства в Тегеране, где работали многочисленные сотрудники ЦРУ. Это ведомство в шахские времена тесно сотрудничало с САВАКом – одной из самых жестоких и беспощадных спецслужб мира. История возникновения и развития САВАКа также подробно изложена в книге.
В главе, посвящённой захвату американского посольства в Тегеране в ноябре 1979 года, рассказывается о развернувшейся в это время в США антииранской истерии: в больших и малых американских городах жгли иранские флаги (при этом нашлись бойкие американские компании, которые наладили их массовое производство именно для этого). 9 ноября 1979 года в американской столице произошёл многотысячный антииранский митинг с лозунгами «Депортируйте всех иранцев!», требованием выслать из США пятьдесят тысяч иранских студентов. Рассказывается о провальной операции «Коготь орла», в рамках которой американцы намеревались освободить заложников из посольства.
Махмуд Хан Саба. Дворец с бадгирами. Начало ХХ века
Особое внимание уделено ирано-иракской войне. В книге приводятся воспоминания её иранских участников, называющих город Абадан, выдержавший тяжёлую осаду, «иранским Сталинградом».
Это книга о разных людях, шахах и военачальниках, премьер-министрах и революционерах, идейных вождях и поэтах. Истории тех, кто изменил судьбу страны. И это книга о том, о чём мечтали эти люди, во что верили и ради чего жили. И если проследить всю цепь событий, произошедших в течение ХХ века, то становятся понятнее современный Иран, направления развития этой страны и перспективы грядущего.
Кирилл Голицын