Первый вариант „Вассы Железновой“ в Малом театре
Театралы знают, что пьеса «Васса Железнова», написанная Горьким в 1910 году, сильно отличается от второй версии 1935 года героями и смысловыми акцентами. Прописан чёткий лейтмотив классовой борьбы, конфликт между старым и новым миром, а первый, лишённый идеологической окраски, оказался гораздо жёстче, честнее и ближе современному зрителю. Здесь конфликт внутренний и вечный.
В одном из своих посланий 1910 года Горький заметил, что у него получилась «пьеса о матери». Спектакль Владимира Бейлиса «Васса Железнова. Первый вариант» стал откровенным разговором о спасении души. Найдёт ли спасение душа, отягощённая преступлениями, сотворёнными во имя процветания своего рода? О будущем ли печётся Васса Железнова и становится инициатором, то одного убийства, то другого?.. Она заботится о своём статусе.
События разворачиваются в большом доме семейства заводчиков Железновых, но этот дом без крыши, как символ безумия человеческих отношений, основанных на власти капитала. Сценография и само место действия просты и глубоко символичны (народный художник России Эдуард Кочергин). На стропилах видны белые голубки, хотя любовь не покрывает семейное гнездо Железновых. Лишь в одной сцене, когда взрослые дети собираются за большим столом в центре комнаты, их голоса, оживлённые встречей, превращаются в эхо из прошлого: в наивный детский лепет, мы чувствуем, что здесь тоже когда-то жила любовь. Трогательная лирическая сцена, оттеняющая боль матери, незаметно для себя превратившейся в монстра. Сожалея, что «дети не удались», она тверда в намерении устроить их судьбы правильно, но получается всё наоборот. Почему? И сегодня для многих успешных людей родительский эгоизм, тщеславие, гордыня заслоняют здравый смысл. Главное – выгадать преференции себе! Этим занимается каждый персонаж, кроме разве что горничной Липы, которая просится в монастырь отмолить грехи, да только Васса неспроста не отпускает бывшую сожительницу сына, в итоге девушка губит душу самоубийством.
Финальный монолог Вассы Железновой в исполнении народной артистки России Людмилы Титовой звучит без надрыва, без эффектных театральных приёмов, но с пронзительной внутренней болью и пробирает зрителя до мурашек! Главную героиню мучает совесть, но она не раскаивается в содеянных преступлениях: Васса не убивала! Она только подталкивала, стравливала, манипулировала. Все, кто ей мешал, ушли сами в мир иной: муж, горничная, деверь… Конечно, жалко «людишек», которых она победила, и Васса обращается за оправданием к Богородице – Небесной Заступнице всех матерей с уверенностью, что будет оправдана. Ведь всё – ради благополучия детей!
Большой иконостас по центру комнаты, разноцветные горящие лампадки и среди всего внешнего благолепия – хрупкая фигурка преступницы, избежавшей суда людского, растлившая души детей жадностью, лицемерием, жестокостью. В спектакле органично смотрится сцена отпевания деверя Вассы – Прохора Железнова, хотя на театральных подмостках редко когда уместно бывает использовать приём церковного обряда. Здесь он в точку. Ведь все погибают. Физически или духовно. Лейтмотив перехода из мира земного в мир вечный делает пьесу Горького актуальной великой классикой, необходимой зрителю как глоток свежего воздуха.
В Малом театре 60 лет назад состоялась постановка Константина Зубова и Евгения Велихова советской версии «Вассы Железновой» с Верой Пашенной в главной роли. Успех спектакля был настолько ярким, что последовала киноверсия. Широко стал известен и фильм Глеба Панфилова, снятый в 80-е. Но трагедия миллионщицы дореволюционной России была историей про «тёмное» прошлое, а не про нас.
Спектакль в Малом театре зажигает электрическую дугу между сценой и сегодняшним зрительным залом, дышит мыслями Горького – его герои ведут ожесточённые споры о любви, наследстве, а мы видим большую трагедию человека, поверившего, что деньги решают всё. Это современная история!
Артисты тонко чувствуют своих персонажей и создают острые рисунки характеров: трагичная Васса (Л. Титова) не лишена иронических интонаций, бесстыдница Людмила (О. Абрамова) по-настоящему трогательна, надрывно веселится обречённый Прохор (А. Вершинин), мечется затравленным зверьком отвергаемый женой Павел (С. Сошников). Забавна парочка молодожёнов-нуворишей Семён Железнов (А. Коновалов) и Наталья (И. Жерякова), но не дай бог стать им поперёк пути!.. Все персонажи спектакля одинаково значимы, однако есть среди них один особый, с вектором в будущее! Это старшая дочь Вассы – красавица Анна (П. Долинская), приехавшая проститься с отцом и разобраться с наследством. Ведь по первой версии пьесы Васса Железнова отнюдь не миллионщица, она ведёт прибыльное дело средней руки, для которого первоначальный капитал был создан вскладчину с мужниным братом Прохором. Ускорив смерть мужа, Васса избавляется с помощью интриг Анны от Прохора, грозившего забрать из дела свою долю. Старшая дочь хорошо усваивает уроки матери и получает дядюшкин капитал.
Согласно традициям русского психологического театра зритель после спектакля напряжённо всматривается в нынешний день, ищет ответы в разговоре о деньгах, детях и любви. И находит... Но в этой постановке мрачная история Вассы Железновой не оставляет чувства подавленности и безысходности. Может быть, потому что зрителю указан путь? В финале главная героиня, уходящая вглубь сценического пространства к иконам, падает замертво с протянутой к образу Богородицы рукой, будто указывая спасение тому, кто выслушал её личную историю, рассказанную на высокой ноте трагизма.