Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2016 г.
  4. № 37 (6567) (21.09.2016)
Искусство

О, сколько же мгновений чудных готовит память о былом

21 сентября 2016
Сцена из спектакля «Соколы и вороны»

Провинциальные театры в наши дни редко приезжают в столицу с творческими отчётами, поскольку нет такой программы, в отличие от большого гастрольного проекта, на который тратятся миллионы рублей ради знакомства зрителей за Садовым кольцом со столичными коллективами. И всё-таки первый русский театр на Северном Кавказе из Ставрополя поднатужился и, заработав немалые деньги для поездки, два вечера выступал в филиале Малого театра на Ордынке. Конечно, этого мало, чтобы полностью «показать товар лицом», но ставропольский коллектив сумел удивить москвичей, а в некоторых случаях и поразить.

В первую очередь тем, что поставил забытую пьесу Александра Сумбатова-Южина «Соколы и вороны», служившего с 1882 года актёром и директором в Малом театре и сочинявшего пьесы, считая себя наследником Александра Островского, что в дальнейшем повлияло на его судьбу как драматурга второго сорта. На самом деле это не так, и этому мы находим подтверждение в спектакле Натальи Зубковой, поставленном как мелодрама. Хотя главная коллизия отнюдь не мелодраматическая, скорее приближается к высокой драме, поскольку речь идёт о предательстве и мошенничестве, коварстве и уничтожении «маленького человека», созвучного герою гоголевской «Шинели». К тому же здесь разоблачается видимое благородство богатеньких монстров, именуемых автором воронами, готовыми заклевать и упрятать невинного человека в тюрьму, чтобы скрыть денежные махинации главы банка, совершённые Львом Петровичем (артист Михаил Новаков), потерявшим всякий контроль над собой ради прихотей и непомерных запросов молодой жены. Ну а светская львица использует в своих корыстных целях безволие старого мужа и хочет отомстить несчастному кассиру, отвергнувшему её любовь. Придуманный ею сценарий интриги срабатывает, и судьба молодого человека висит на волоске.

Как видите, страсти разгораются нешуточные. Причём их надо сыграть, не педалируя на открытых эмоциях, но так, чтобы зритель поверил в двойственную сущность коварной Евгении в исполнении Ирины Баранниковой и проникся участием к благородному, но без гроша в кармане Сергею Зеленову (артист Олег Хомутов), наивно полагающему, что честь превыше выгоды. В этой стае воронов очень часто под маской весельчака и «обаяшки» скрывается оборотень, как в случае с женихом дочери банкира Тюряниновым (Александр Кошелевский), обладающий хорошими манерами и железной хваткой бездушного дельца. Этот тип «ласкового людоеда» весьма часто встречается в нынешних деловых кругах. Серьёзной актёрской удачей можно назвать и работу Владимира Петренко в образе Трофима Штопнова, эдакого хама с трусливой психологией раба. Нищенское существование превращает его в червя негодного, но стоит ему чуть-чуть возвыситься, как он тут же начинает унижать тех, кто не способен ему ответить. После окончания этого мудрого и драматически насыщенного спектакля, поставленного по пьесе Самбатова-Южина, написанной в 1881 году, вывод напрашивается один: трудно оставаться человеком и жить в ладу с совестью, но надо.

Как говорил недавно ушедший из жизни Павел Хомский, худрук Театра имени Моссовета, а он-то познал все секреты режиссуры и актёрского мастерства за свои 90 лет: «Театр ничему не учит, он только задаёт вопросы, на которые зритель может ответить или не может». Вот и после спектакля «Маскарад» Юрия Ерёмина, ученика Павла Хомского, хочется поразмышлять и проанализировать причины трагедии Евгения Арбенина, отравившего жену по замыслу режиссёра не столько из ревности, сколько из-за задетой чести, оскорбляющей его достоинство. Случись такое в наше время, суд не стал бы учитывать какое-то там достоинство, а присудил бы убийцу к пожизненному сроку. Тут же надо сочувствовать романтическому герою, находить параллели с шекспировским Отелло, задушившим Дездемону в припадке ревности. Но Ерёмин не хочет сочувствовать падшему Арбенину, поскольку тот презирает людей и считает себя выше всех, даже выше любви. «Я игрок», – говорит Евгений. Игрок с чужими судьбами. И Лермонтов делает так, что чужие страдания бумерангом возвращаются к герою пьесы, ударяют в самое больное место, лишают гордости и в конце концов обрывают тонкую нить бытия. Скажете, мистика? Возможно, ведь надевший мантию судьи порочного света не учёл, что есть и высший суд… В том числе и над ним.

С самого начала спектакля между тремя красными колоннами, поднимающимися вверх как трубы, из которых льётся небесный свет, в задумчивости бродит Арбенин, а за ним неслышно крадётся призрак Неизвестного с метрономом в руках, отсчитывающим время приближающейся трагедии. Казалось бы, всё началось с пустяка – с потерянного Ниной браслета на маскараде. Но надо знать характер бывшего светского льва, хорошо усвоившего скрытые пружины погрязшего в разврате общества. Он не раз ими пользовался: обманывай и наслаждайся, притворяйся и лови миг удачи. Это настолько засело в его мозгу, что, бросив свет и уединившись с молодой женой, он не изменил природе игрока и накажет каждого, кто станет блефовать и покусится на его честь. Достаточно лишь одного намёка, одного неосторожного слова, поступка – и Нина попадает в стан предателей. Всё летит в чёрную пропасть, заполняющую сценическое пространство: спокойное будущее, ласки кроткой жены, так как Арбенин в трактовке Игоря Барташа не привык отдавать, тем более жертвовать во имя любви, которую он себе придумал. В итоге Евгений всё хладнокровно рассчитал, потчуя отравленным мороженым притворщицу и не желая слушать её заверения в невинности. Неслучайно в финале спектакля режиссёр сокращает предсмертный монолог Нины в исполнении Полины Полковниковой, похожей на запуганную овечку. Ерёмина заботит другое в преддверии трагической развязки: что станет с убийцей, когда он узнает правду от Неизвестного?

Следуя режиссёрской конструкции спектакля, в какой-то степени напоминающей декаданс с навязчиво звучащим танго, такой Арбенин не мог сойти с ума, как у Михаила Лермонтова, он должен был застрелиться, заплатив смертью за игру в ложно понятое достоинство.

Академический театр имени Михаила Лермонтова 170 лет неоднократно ставил произведения великого поэта, ставшие визитной карточкой театра. Поэтому нынешний спорный «Маскарад» – ещё одна страница в творческой биографии первого русского театра на Кавказе.


Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Любовь Лебедина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS