Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 марта 2016 г.
  4. № 9 (6544) (03.03.2016)
Библиосфера

О страшном мире, в котором нам жить

03 марта 2016

12-3-9.jpg
Александр Трапезников. Из тени в свет: Роман. – Издательская компания «Подвиг», № 12, 2014. – 2860 экз.
Александр Трапезников. Находка навылет: Роман. – Издательская компания «Подвиг», № 5, 2015. – 2680 экз.

На обложке стоит метка «Детективы», но это, видимо, для привлечения читателей-покупателей. Во всяком случае, романы Александра Трапезникова в рамки этого жанра явно не умещаются. Хотя фабула того и другого вертится вокруг вроде бы криминальных происшествий. В первом – исчезновение крупного учёного, во втором – странные саморазрушения московских пятиэтажек. Но и там и там всё замешано на науке и морали её жрецов. Поэтому – во всяком случае, таким людям, как я – эти романы очень интересно читать. (Пусть кидаются камнями любители детективов, меня не волнует, как хитроумные сыщики найдут украденный чемодан долларов, узнают, кто убил Джека или Марь Иванну. Ни при какой погоде подобных книг я сроду не читал, хотя ими увлекались весьма грамотные и почтенные люди; так, Зинаида Гиппиус в парижские годы проглатывала по криминальному роману в день – и не стыдилась этого, а Гийом Апполинер срывал обложки с выпусков «Фантомаса», скрывая свою страсть.)

Но меня увлёк Трапезников, рассказывая, как «учёные» разработали методы разрушения домов на расстоянии, не оставляя следов, как на этом наживаются «бизнесмены» («Находка навылет»). Потому, в частности, что на моих глазах – и без всяких приборов – в перестройку разрушили тысячи заводов, библиотек и дворцов культуры. И тем более показался интересным роман «Из тени в свет», обращённый к проблемам покушения «большого бизнеса» на саму биологическую природу человека. Некоторые его страницы могут показаться фантастическими, но это лишь тем, кто не следит за разрушительным ходом нашего обманного «прогресса». И совершенно справедливо один из героев романа приходит к горькому выводу, что рано или поздно любое изобретение оборачивается оружием (не всегда, конечно, стреляющим).

Писатель искусно переплетает в своём повествовании извлечения из древних мифов и свежие политические новости, какой-нибудь огнедышащий змей из ацтекских легенд у него совершенно органично соседствует с Чубайсом, сведения из кумранских рукописей – со сводками биржи на Уолл-стрит. Кроме «информационной щедрости» такой приём много даёт для характеристик действующих лиц: они у Трапезникова люди эрудированные, разносторонне образованные, начитанные, что, к слову сказать, резко отличает их от множества персонажей типовых, как панельные дома, бесчисленных современных детективов. И, что немаловажно, любопытно читать разговоры и споры этих людей между собой. Правда, здесь возникает одна проблема: читатель не всегда может отличить документальную составляющую потока интересной информации, касающейся достижений науки, с домыслом, с выдумкой.

Но главное достигается: читатель, особенно молодой, читает о серьёзных, а по сути – страшных, трагических проблемах разработки биологического и бактериологического оружия и цинизма «нашего» криминального капитализма не в строгом жанре «науч-попа», а в занимательной форме полудетективного, полуриключенческого, полулюбовного романа. Когда-то знаменитая оперная прима Монсеррат Кабалье, объясняя, почему она стала выступать совместно с популярнейшим исполнителем эстрадной музыки Фредди Меркьюри, сказала, что его имя привлекает многих людей, которым бы раньше не пришло в голову пойти в оперу, и только на их концертах они впервые соприкоснулись с миром Моцарта и Верди. Не такую ли роль играют и смешанные по жанру книги Александра Трапезникова?


Тэги: Александр Трапезников
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS