Теперь для сдачи единого экзамена по литературе не нужно знать фольклор и его жанры, «Поучение Владимира Мономаха» и «Золотое слово Святослава» с его призывом к единству перед грозными опасностями... Да что там! Фонвизина, Державина, Жуковского (Карамзина и так не было), Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя знать тоже не нужно.
Правда, Рособрнадзор, ФИПИ и Минпросвещения видят ситуацию в ином свете: «Произведения Золотого века русской литературы не исключены из ЕГЭ по литературе». Да? А почему мы их не видим в кодификаторе? При выполнении некоторых заданий, объясняют нам, могут привлекаться произведения, изученные в 5–9-х классах. А могут и не привлекаться... Кроме того, убеждают чиновники, для допуска к ЕГЭ школьники пишут итоговое сочинение, куда входят темы в том числе по произведениям таких авторов, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Позвольте, во-первых, не входят, а могут привлекаться для аргументации, а во-вторых, напомню, в вузы поступают не по результатам итогового сочинения, а по результатам ЕГЭ.
Для человека, далёкого от образовательной системы, ото всех этих «административных бумажек», да, откровенно говоря, и для многих педагогов и администраторов школ вся эта юридическая и методическая иерархия с её внутренними взаимосвязями тёмный лес.
Попробуем разобраться, не углубляясь в детали. Главным документом в сфере образования является закон «Об образовании в Российской Федерации», претерпевший за одиннадцать лет почти 100 редакций. Далее идут пресловутые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты), регламентирующие объём и содержание всего образования. Изменения, внесённые во ФГОСы по литературе, конкретизировали содержательную часть с точностью до автора и произведения. Что в этом плохого? Ничего, кроме одного. Изучение Пушкина и Гоголя во ФГОСах для старшей школы не прописано, значит, и проверяться эти знания не должны. В общем-то, это логично – что не прописывается, то и не должно проверяться. Но не в случае с ЕГЭ – экзаменом, который должен продемонстрировать объём знаний, полученных за все годы обучения, и по результатам которого обучающиеся поступают в вузы.
Учебное время, которое можно было бы потратить на новое, более глубокое прочтение произведений Золотого века русской литературы, теперь отдано У. Эко, Г. Аполлинеру, Т. С. Элиоту и др. С одной стороны, хочу выразить признательность разработчикам за расширенный список авторов и произведений зарубежной классики и литературы народов России в курсе 10–11-х классов. С другой, а кто и как это будет преподавать? Ни учебников (утверждённых Минобром), ни методических разработок, никаких электронных ресурсов по данному расширенному списку нет.
Кто-нибудь из педагогов говорит о немецкой классической философии, Канте, «категорическом императиве» хотя бы применимо к спору Берлиоза с Воландом? А Ницше, «сверхчеловек» и идея Раскольникова?.. В рамках отведённых часов на литературу это удаётся делать только очень сильным педагогам, и если хоть кто-то на ЕГЭ, отвечая на вопросы о «сильной личности», «сверхчеловеке», не ищет супергероев американских комиксов («человека-паука») в «Старухе Изергиль» или пьесе «На дне», это уже победа.
Введя А. Камю, Ф. Кафку и др., не подготовив учебно-методическое обеспечение, не сформировав компетенции преподавателей, как будут изучаться произведения без хотя бы начального понимания экзистенциализма? А отсюда должно состояться и более глубокое понимание Ф.М. Достоевского...
Но вернёмся к ЕГЭ. Во-первых, постулат о том, что в КИМах по всем предметам проверяется, а в кодификаторах теперь присутствует только то, что изучается в 10–11-х классах, не соответствует действительности. На экзаменах по истории и географии, например, проверяется и пройденное в 5–9-х классах.
Во-вторых, аргумент, что «знание произведений литературы, написанной до первой половины XIX века, в полном объёме выносится на проверку при проведении ОГЭ по литературе», вызывает по меньшей мере недоумение. «Литература» – как в ОГЭ, так и в ЕГЭ, – экзамен по выбору. Следовательно, если обучающийся в 9-м классе не выбирал литературу, то и его знания не проверялись.
В-третьих, модальность «могут привлекаться» означает, что могут и не привлекаться – т.е. проверено не будет. А значит, и знать фольклор, древнерусскую литературу, Фонвизина, Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя не обязательно. Формулировки заданий в демоверсии это подтверждают. Например, в задании № 5 требуется сопоставить Дикого (персонажа драмы «Гроза») с образом купца из произведений отечественной или зарубежной литературы. Казалось бы, «Садко» (почему бы и нет?), конечно, «Песнь про... купца Калашникова» М. Лермонтова, Н. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души» и т.д. Но зачем? Когда есть Лопахин из «Вишнёвого сада», Мохов из «Тихого Дона», ведь мы их изучали в 10–11-х классах. А если преобразовать купца в «дельца» и сравнить на этом основании, тогда им несть числа.
Сочинение. Пять (!) тем, из которых только в одной (11.4) предлагается выбор одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова. И даже если экзаменуемый предпочтёт эту тему, то, скорее всего, будет выбран М. Шолохов, – готовиться-то будут по кодификатору, а Шолохов туда входит в отличие от Пушкина.
И зачем выпускнику «Золотой век русской литературы»?
Хотя я чуть-чуть лукавлю. Есть одно задание – № 10, в котором чётко указано: «Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором...»
...Или это не я лукавлю? Уважаемые разработчики, а ведь в кодификаторе этого периода нет... «Вы не имеете права спрашивать меня об этом». Готовы к судебным разбирательствам по результатам ЕГЭ? А такое, думаю, возможно.
Но главное – это суть ЕГЭ. Это не выпускной, а вступительный экзамен.
В этом году на ЕГЭ, кстати, проверялся весь курс литературы. А начиная со следующего года эти знания уже излишни? И многие вузы согласны принимать на гуманитарные специальности абитуриентов, знающих только 12 произведений. Фактически только по ним будут конкретные задания на знание текста, жанровой принадлежности, художественных особенностей и так далее.
Как справедливо отметила Яна Лантратова, первый зампред комитета Госдумы по просвещению, «складывается опасный прецедент… Если данная идея будет реализована на практике, российские высшие учебные заведения столкнутся с серьёзным падением качества знаний у абитуриентов».
Обнадёживает одно – это проект (!), и, значит, он может быть отклонён. Все замечания, пожелания принимаются по адресу: fipi@fipi.ru до 30 сентября 2023 г.
Сергей Суворов, филолог, учитель высшей категории, исполнительный директор Ассоциации «Русское литературное общество»
В ТЕМУ
Да здравствуют Митрофанушки!
Пока злые соседи физически сносят памятники Пушкину, наш российский ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) решил снести произведения Пушкина, а заодно и Лермонтова с Гоголем из «Перечня элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе».
Сбросили с корабля заодно и XVIII век. И древнерусская литература – прощай! Так что теперь да здравствуют Митрофанушки! И служить государству не нужно. Лучше свиней по-скотинински разводить и сало есть. Уровень интеллектуального развития окажется таким же, как у соседей. Самое то!
Серьёзные дела творятся на наших глазах. ФИПИ открывает первое окно Овертона. То, что кажется немыслимым, невозможным, через несколько лет примут и поймут. Методички Сороса так и советуют – играть в долгую. Культурный код нации за один год не уничтожишь.
А вопросов – множество.
Умнейшие мужи и дамы, определяющие содержание ЕГЭ, искренне верят, что одиннадцатиклассники будут читать тех авторов, которых нет в кодификаторе? Или на то и расчёт, что не будут?
Опытнейшие педагоги рассчитывают, что о глубинном Пушкине, Лермонтове, Гоголе получится поговорить в формате ОГЭ? Или на то и расчёт, что классика предстанет в школе в полудетском, упрощённом варианте? А к выпуску из школы её вообще забудут?
Великие методисты каждый год меняют принципы проведения ЕГЭ для того, чтобы никакая методика не прижилась, не устоялась, не была оценена? Бесконечный хаос в методике и неприятие обратной связи от школьных учителей и вузовских преподавателей окончательно превратят пока ещё литературоцентричное русское общество в общество потребления. ФИПИ футуристов, предлагающих сбросить классиков с корабля современности, превзошёл.
Над кем станем смеяться мы, закончившие во времена оны нормальную школу? Пожалуй, что над собой. Народ, комментирующий в соцсетях новости от ФИПИ, уже веселится. Самый смешной и безобидный хештег: #фипиподсуд
Дмитрий Чугунов, доктор филологических наук, Воронеж