Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 октября 2024 г.
  4. № 41 (6955) (16.10.2024)
Литература

О теле с душою

19 октября 2024

Тело: у каждого своё. Земное, смертное, нагое, верное в рассказах современных писателей / Сост. Вероника Дмитриева. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2024. – 512 с. – 7000 экз. (Москва: место встречи)

Да, это, конечно, не очень этично – писать рецензию на сборник, в котором есть и твой собственный текст, но книга получилась настолько удачная, что я решила отбросить ложный стыд. Главная проблема подобных коллективных сборников, где разные авторы препарируют по мере сил и способностей одну и ту же тему, – в том, что очень трудно сформулировать ту самую тему. Сделать так, чтобы она заинтересовала и авторов, и читателя. Лишь в этом случае собранные под одной обложкой рассказы не станут, по одному недоброму выражению, «братской могилой» вымученных историй, уныло повторяющих друг друга если не сюжетом, так настроением. Телесно ориентированный сборник, вышедший в серии «Москва: место встречи», избежал этой опасности. 39 рассказов российских авторов, включая покойного классика Фридриха Горенштейна, составили своего рода исследование, захватывающее и откровенное (порой чересчур откровенное, на мой пуританский вкус). Рождение, взросление, мучения, старение и умирание нашего или какого-то другого тела (помним: у каждого своё) – в общем-то именно об этом писать интереснее всего и за рамками поставленной задачи. Здесь каждому есть что сказать, но при этом следует быть осторожным, чтобы не перейти ту тонкую грань, за которой гримасничает пошлость. И в случае «Тела» это почти всем удалось.

Кажется, нет ни одной телесной темы, которой не коснулись бы авторы сборника. Беременность и рождение ребёнка («Мы с тобой одной крови» Екатерины Манойло), влечение и секс («Населённые пункты» Алексея Федорченко), в том числе секс «возрастной» (очень сильный текст Елены Посвятовской «Пятница вечер»). И вечная борьба с лишним весом («92 кг» Евгении Некрасовой), и ненависть к своему телу («Кк» Татьяны Замировской), и пластические операции («Подтяжка» Николая Коляды), и старение («Реплика» Григория Служителя), и даже взаимоотношения друг с другом разных частей тела («Пионы» Майи Кучерской) или внутренних органов, готовых стать арт-объектом («Хрустальный желудок ангела» Марины Москвиной).

«Последнее, что она видит перед тем, как исчезнуть, – её идеальное тело улыбается и плачет, и его все обнимают и поздравляют, и оно действительно идеальное, и как жаль, что дальше оно пойдёт без неё одно, пойдёт без неё само: бедное, белое, красивое, самое красивое в мире, самое лучшее, лучше всех» (Т. Замировская, «Кк»).

Что интересно, тяга к разнообразию проявилась здесь не только в сюжетах, но и в жанрах, и в этом, конечно, отдельная заслуга редактора-составителя сборника Вероники Дмитриевой, допустившей соседство рассказов, написанных в классической манере, каковых большинство, со стихами («Здесь, при жизни» Аллы Горбуновой, «По контуру тела» Татьяны Стояновой и пр.), эссе – Евгения Водолазкина и Василия Авченко, и даже пьесой – «Пионы» Майи Кучерской. Этот жанровый разнобой не только не раздражает, но, напротив, помогает воспринимать книгу единым целым, а не одинокими голосами, так и не слившимися в общее пение. Здесь звучит хор, в котором слышен каждый голос. Более того, если продолжить развивать телесную тему, можно заметить, что разные тексты авторов связаны друг с другом, как те самые органы тела, – вот это желудок, это – матка, а это, пожалуй, мозг…

«В дальнейшем ничего интересного из области подмены тел и препарирования трупов в жизни Евгения не происходило. Лишь однажды его попытался пригласить один телеканал на съёмку программы о расчленении питерским профессором Соколовым тела любовницы-студентки. Отказавшись участвовать в программе, Евгений тем не менее полюбопытствовал, почему выбор пал именно на него. «Вы тоже питерский профессор», – было ответом.

Евгений мог бы сказать, что он студенток не расчленял, что его должность соответствует академической, а не университетской системе: он не профессор, а ведущий научный сотрудник. Но не сказал, избегая дальнейших вопросов: куда, например, ведущий? Ограничился анекдотом. На ленте новостей: в Москве две женщины не поделили мужа. А в Петербурге – поделили» (Е. Водолазкин, «Чьё тело?»).

Сборник «Тело», насколько мне известно, долгострой. Редактор-составитель признавалась в том, что работа над книгой шла медленно и в целом непросто. Но, может, поэтому всё и получилось в итоге так, как надо? Видно, сколько труда, вкуса и любви вложено в это издание. И в обложку, в которой использована работа Виктора Пивоварова. И в чуткие иллюстрации Евгении Двоскиной. И в трогательные «телесные» признания авторов, добавивших к стандартным автобиографическим справкам интимные штрихи. Как раз тот случай, когда о теле говорится с душою.

«Иглой циркуля мы выцарапали на запястьях, ты – «А», я – «Н». Соединили-прижали кровоточащие буквы, испачкали кровью твой белый фартук. Не пошли на химию и целовались в школьной раздевалке...

Через двадцать лет в торговом центре Peek & Cloppenburg я увидел тебя на встречном эскалаторе. Ты узнала, крикнула:

– Я стала маркизой! Мои дети – потомки Каролингов!» (А. Федорченко, «Населённые пункты».) 


Тэги: Книга месяца от Анны Матвеевой
Обсудить в группе Telegram

Анна Матвеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • Падающая звезда

    30.04.2025
  • Наш Оскар

    27.03.2025
  • …Прозванный за свою жестокость Васильевичем

    28.02.2025
  • «Писал просторно и всё новое»

    03.02.2025
  • Сказка-шкатулка

  • Фея эмиграции

  • Вот такое кино

  • Красный океан

  • Боль в утешение

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS