Анна Ревякина. ОстРов. – М.: Беловодье, 2019. – 272 с. – 500 экз.
В Анне Ревякиной – частом госте российских политических ток-шоу – не разглядишь самого известного поэта современного Донбасса. Молодая, грациозная девушка рассуждает на политические темы в публичном пространстве, отстаивает интересы земляков, шестой год живёт в городе, где идёт война, где ежедневно гибнут люди. Однако за её плечами уже шесть поэтических книг, и только что в Москве вышла новая – «ОстРов».
Говорят, что освободительные войны рождают великую патриотическую поэзию. Стихи Анны Ревякиной ещё раз подтверждают эту истину. Её книга – доказательство и другой максимы: никакая война не способна убить в настоящем поэте лирика. И «ОстРов» ярко показывает глубину и многогранность таланта Анны Ревякиной. В книге и любовная лирика – тонкая, завораживающая, чувственная, и блистательный образец гражданской поэзии – поэма «Шахтёрская дочь», которая уже стала символом сопротивления Донбасса, поэтическим знаменем Русского мира.
Главная героиня «Шахтёрской дочери» – это не только поэтический образ, но и реальный человек, донецкая девушка-снайпер, которую Анна Ревякина сумела раскрыть и показать во всей её противоречивости: человечности, красоте, абсолютной ненормальности, ужасе, через который приходится проходить женщине на войне. В конце книги автор намеренно поместил часть своих разговоров с героиней, что даёт нам уникальную возможность увидеть за поэтическим образом реального человека и соотнести его с литературной версией.
Анна Ревякина пытается разобраться в происходящих в Донбассе событиях, понять, за что воюют ополченцы, кто противостоит им. И во многом поэтический взгляд оказывается точнее политологических трактовок, телевизионных интерпретаций. И в этом есть особая миссия – рассказать о трагедии Донбасса языком великой русской поэзии, понятной всему миру.
Стихи о Донбассе – «городе До» – и стихи о Москве, которые вошли в эту книгу, – результат очень личных переживаний автора, которые удивительным образом становятся общезначимыми, понятными, вызывают глубокое чувство сопереживания. Ты как бы сам начинаешь жить в её стихах, в её эмоциях и чувствах...
Известно, что поэтический учитель Анны Ревякиной Евгений Евтушенко критиковал свою ученицу за «неточные рифмы», которые она иногда допускает. Есть они и в её новой книге. Однако стоит признать, что эта неточность позволяет по-снайперски метко выражать сложные чувства, создавать объёмные парадоксальные образы.
Алексей Чалов