Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2024 г.
Литература Авторская рубрика

Обаяние греха

02 марта 2024

В детстве мне нравился Карлсон: в нём было обаяние греха.

Обычно в этот момент возникает человек, который сообщает старую новость о том, что весь мир считает Карлсона негодяем и только в России он нравится детям и взрослым. Следующий, кто включается в разговор, это человек в круглых очочках. Он говорит, что Карлсон и Малыш – одно и то же существо. Это Джекил и Хайд, говорит он, два близнеца, один из которых умер в утробе (так начинаются многие фильмы о маньяках), это, наконец, образ одинокого мальчика и его воображаемого друга.

Человек в круглых очочках обычно очень начитанный и употребляет такие слова, что не поймёшь – хочет ли он вызвать врага рода человеческого или просто нас оскорбить.

Мы с первым моим собеседником, который сперва вызывал у меня тоску, начинаем как-то жаться друг к другу.

Нам, впрочем, удаётся перевести разговор на то, что без мультипликационного фильма и бархатного голоса актёра Ливанова популярности у Карлсона в нашем отечестве было бы поменьше.

Тут наступает консенсус.

Но меня всегда занимает парность персонажей. Вместе с Карлсоном у нас появилась Пеппи Длинный Чулок.

Эта история о девочке, которая будоражит тихий шведский город, была полна куда больших условностей, чем сага о человеке с пропеллером. Героиня, живущая без отца, который стал вождём негритянского племени, но оставил ей чемодан золота и виллу в Швеции. К ней даже не заглядывают какие-то заботливые инспекции. Эта картина у меня не укладывалась в голове и раньше, не укладывается и теперь, когда в нынешние времена из текста убрали слово «негритянский», а может, что-то ещё.

К шалостям Пеппилотты я относился довольно насторожённо и никогда бы не взял её в воображаемые друзья.

Веселье Карлсона было понятнее. Да, оно казалось разрушительным, жизнь его – полной поисков халявы, да и ответственность оставляла желать лучшего.

Но, позвольте, у меня такими была половина друзей в детстве. Если не все, но тут уже надо оставить кому-то лазейку.

Пеппи Длинный Чулок была похожа на злую старуху из сказки о потерянном времени, попавшую в детское тело. А Карлсон был чем-то вроде неинтеллигентного алкоголика из знаменитого фильма «Любовь и голуби», сыгранного интеллигентным актёром Юрским.

И, может, в этом был корень – старух я боялся, а вот алкоголиков – нет.

Когда Карлсон в мультфильме держал у головы чайник и жадно пил из носика, то никакого удивления во мне не вызывал.

Я это видел поутру после многолюдных взрослых праздников.

Но Пеппилотта с её натужным весельем напоминала данс макабр. Впрочем, я тогда не знал этих слов и уж точно не задумывался, как эстетичнее их писать в тексте – кириллицей или латиницей.

То есть Пеппилотта и клуб её обожателей символизировали какое-то натужное веселье, к которому я должен приобщиться, если не хочу примкнуть к тупым и косным буржуа, которые в молодости травили саму Астрид Линдгрен. И кому, судя по всему, она мстила в своей книжке.

Но у меня детство было такое, что буржуазности в нём не хватало. И к Карлсону бы я примкнул, потому что происходил из семьи авиастроителей, а вот к старухе, похожей на какую-нибудь писательницу в шляпке, – вовсе нет. И это не Шапокляк, с ней-то можно было примириться – не совсем, а отчасти, конечно.

И это насильственное присоединение к веселью было похоже на немецкую экскурсию из знаменитого рассказа Набокова «Облако, озеро, башня». Его я, конечно, прочёл много позже, но интуитивно понимал, что такой рассказ должен быть, пусть пока и в недоступности.

Нет-нет, в этом рассуждении нет мизогинии, а есть лишь мизантропия.

Эти слова я тоже выучил.

И тоже много позже.


Тэги: Без обид
Обсудить в группе Telegram

Владимир Березин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS