Дарья Златопольская – автор популярной программы «Белая студия» на канале «Культура». В разные годы её гостями становились Евгений Евтушенко, Сергей Юрский, Андрей Кончаловский... О ребячестве больших художников, жанре диалога и склонности к компромиссам телеведущая рассказала «ЛГ».
– Творческая встреча с вами на Главной сцене летнего фестиваля «Красная площадь» началась после акции «Тотальный диктант». Как относитесь к этому проекту? Сами читали или писали диктант?
– Принимать участие в акции не приходилось, но, мне кажется, это интересная идея, хотя бы потому, что важно не отучаться писать от руки.
– К слову, о грамотности. В вашей книге «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе» вопросы и ответы в диалогах даны без тире. Почему?
– Оформление книги мы полностью доверили Елене Китаевой. Это настоящая легенда. Автор первой графики НТВ, всей графики канала «Культура». Я очень благодарна Елене за то, что она с такой душой и энтузиазмом подошла к работе над «Важными вещами».
– Чья идея – перенести телеинтервью на бумагу?
– Сначала издательство «Эксмо» предложило выпустить сборник моих телебесед, и я согласилась. Потом у меня возникла идея дать фрагменты разных интервью по темам: детство, любовь, свобода… В итоге в книгу вошли отрывки бесед на десять тем. Герои невольно спорят друг с другом. Но ведь, действительно, актёры и режиссёры, россияне и иностранцы, начинающие художники и зрелые мастера по-разному смотрят на мир.
– В медиапространстве вы привыкли брать интервью, а не давать. А в обычной жизни что чаще получается – давать или брать?
– Конечно, брать интервью – моя работа. Поэтому, наверное, чаще беру. Хотя после выхода книги возникло довольно много бесед – с теми, кто уже мне задаёт вопросы. Не только журналисты, но и простые зрители. Эта форма общения уже вошла в мою жизнь. И это тоже интересно.
– Даша, ну что вы всё о работе и о работе! Я ведь спросил о пропорции получать и отдавать в вашей жизни…
– В жизни я скорее люблю слушать. Мне нравится задавать вопросы и получать ответы.
– Много ли у вас любимых книг и фильмов?
– Открытием «Белой студии» стало то, что у очень многих героев главные книги и фильмы совпадают. И среди них много тех, которые важны и для меня лично. Большие писатели выражают всегда некое коллективное бессознательное, порой сами не сознавая, закладывают много слоёв, которые раскрываются по-разному при каждом прочтении. Таковы, безусловно, «Братья Карамазовы», «Война и мир», «Анна Каренина». Кино Бергмана, Тарковского. Из новых фильмов мне понравился «Три билборда на окраине Эббинга, Миссури».
– Успели посмотреть новый фильм Павла Лунгина, одного из ваших собеседников и героев книги?
– К сожалению, нет, но сделаю это обязательно.
– Вам важно держать руку на пульсе, следить за текущими громкими новостями?
– Безусловно, ведь любые идеи и осознанность рождаются от преломления больших концептуальных категорий, с которыми работает классика, в зеркале актуального, сегодняшнего.
– В вашей книге приводятся слова Джона Донна: «Человек не остров». А вы частью чего себя ощущаете?
– Частью того, что называется «загадочная русская душа». Мне кажется, каждый из нас составляет часть этой единой Души. Я чувствую очень сильную связь с культурой и землёй России.
– Ещё один герой книги, Константин Райкин, неоднократно публично признавался: «Ужасные ощущения, когда тебя не надо, а ты – есть!» А вы испытывали нечто подобное?
– Конечно, мне кажется, это очень знакомое чувство для любого рефлексирующего человека.
– Чем запомнилась учеба на журфаке МГУ? Нужно ли журналисту спецобразование?
– Для журналиста важна, прежде всего, эмпатия. Способность настроиться на эмоции и обстоятельства других людей, как на свои собственные. Но в МГУ хороший курс литературы и истории печати. Ведь публицистика родилась не сегодня. И знакомство с тем, что писали в журналы и газеты Джонатан Свифт, Салтыков-Щедрин, Пушкин или Олдос Хаксли, – нелишне для того, кто садится писать свою колонку.
– Кто для вас авторитет в журналистике? Кого считаете мастером по части интервью – Познера, Урмаса Отта, Молчанова, Урганта?
– Мне в своё время очень понравилась книга «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова. Именно тем, что это были не столько интервью, сколько беседы, и мысли Бродского рождались в том числе как реакция на соображения Волкова. Мне нравится, когда задающий вопросы тоже масштабная личность, в программе «Познер» сам ведущий мне не менее интересен, чем гость.
– Ваше отношение к кумиру молодёжи видеоблогеру Юрию Дудю?
– Мне нравится, что он сделал таким востребованным жанр диалога. Мне кажется, разговор – это самая естественная форма обмена информацией. Традиция восходит ещё к «Диалогам с Платоном».
– Кого боялись больше всех перед съёмками «Белой студии»?
– Андрея Кончаловского. Это был один из первых разговоров.
– Планируете ли реформировать формат программы, чтобы стать поближе к молодёжи?
– Я против того, чтобы заставлять кого-либо смотреть что-либо. Юные зрители выбирают то, что им ближе. Беседа с актёром Александром Петровым – безусловно, шаг к молодой зрительской аудитории. Петров – герой молодёжи, но при этом глубокий, ищущий человек. Я попыталась поговорить с ним о том, о чём в других СМИ разговор не зашёл. Саша вспоминал своего учителя, режиссёра Леонида Хейфеца: «Когда я в 23 года сыграл Гамлета, мне очень помогли слова моего мастера: «Ты вышел на сцену, чтобы – что?» – и этот вопрос нужно задавать себе постоянно!» Полностью согласна. А ещё считаю, нужно любому делу отдавать всего себя – даже если не хочется, даже если страшно.
Кроме Петрова в «Белую студию» пришли ещё несколько молодых артистов, среди них такие известные личности, как Антон Шагин, Данила Козловский. Очень хочется поговорить с молодым режиссёром Кантемиром Балаговым. В ближайших планах – встречи с известными писателями разных поколений.
Меня растрогали слова одного из зрителей, который сказал, что диалоги, встречи в «Белой студии» – это наш культурный «Бессмертный полк». Важно помнить великих людей – писателей, режиссёров, артистов. Когда они с нами – проще идти в правильном направлении.
В «Белой студии» дал одно из последних своих интервью Евтушенко. Я спросила Евгения Александровича: «Почему Шостакович, когда писал свою великую 13-ю симфонию на вашу поэму «Бабий яр», добавил к ней юмористические стихи?» Поэт ответил: «Смешное очень помогает жить. И всегда надо начинать с иронии над собой». Евтушенко очень артистично читал свои стихи. В последний раз мы с ним виделись на финале конкурса «Синяя птица», бесконечно благодарна ему за участие в программе.
К слову, в «Синей птице» главное не то, кто победит в какой номинации, кто выйдет в финал конкурса. Мы стараемся, чтобы дети напитались осознанием важных вещей. Большой им подарок – выступления с прославленными мастерами, выдающимися артистами, у которых можно многому научиться.
Читая великих, мы также всегда вступаем в диалог с ними. Люблю прозу Толстого. Когда читала его впервые, он мне казался каким-то далёким, очень взрослым. А теперь понимаю, что, когда классик писал «Анну Каренину», он был моложе меня…
– Часто говорят, что большой художник – большой ребёнок. Про кого из ваших собеседников можно так сказать?
– Это абсолютно точное определение. Помню, Никита Сергеевич Михалков сказал, что накануне нашей встречи ему надо было идти на какое-то мероприятие, и вот, сидя во фраке, он не мог попасть бумажкой в мусорную корзину. Его торопят: надо идти, опаздываем – а он отвечает: «Пока не попаду – не встану с места!» Разве это не ребячество?.. Сохранять в себе ребёнка – это очень важно. Актёр и режиссёр Сергей Юрьевич Юрский всю жизнь восхищался клоунами. Он обожал цирк. И проявления ребёнка можно увидеть в каждом художнике. Потому что основа творчества – игра. А игра, по сути, детское занятие.
– Вас просили не касаться в телебеседе какой-либо темы? Вы соглашались? Вы склонны к компромиссам?
– Нет, таких моментов не было. А что касается компромиссов, то я всегда стараюсь идти на компромисс. Кроме тех случаев, когда этого нельзя делать. Такие случаи редки.
– Женщина так и не появится в «Белой студии»?
– В этой программе – точно нет. Но, возможно, появится другая передача. Есть женщины, бесконечно мне интересные, – Алла Сергеевна Демидова, автор предисловия к моей книге, Инна Михайловна Чурикова, Александра Николаевна Пахмутова... С ними есть о чём поговорить.
– Поделитесь секретом, как разговорить собеседника, если он не очень расположен к общению?
– Разговор в «Белой студии» строится вокруг значимых для героя произведений искусства. Говоря об искусстве, человек всегда говорит о себе, и порой гораздо более открыто и откровенно, чем отвечая на прямые личные вопросы.
Беседу вёл
Юрий Татаренко
«ЛГ»-досье
Дарья Эриковна Златопольская
родилась в 1977 году в Москве. Телеведущая и автор программ «Белая студия» (выходит на телеканале «Культура» с 2011 года) и конкурса юных талантов «Синяя птица» (идёт с 2015 года на телеканале «Россия 1»). Лауреат премии Правительства Москвы за заслуги в области литературы и искусства, премии Союза журналистов России. Награждена медалью имени Льва Николаева за просветительскую деятельность. Автор книги «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе».