Фильм «Обе две» – микс трагикомедии, мелодрамы и роуд-муви – снят по сценарию Ильи Дебольского и Людмилы Ковалёвой и ориентирован на женскую аудиторию, поэтому слёзы, истерики, любовные разочарования главных героинь в нём представлены с избытком.
Вынужденно взявшая на себя заботы о 14-летней Глаше (Таисия Калинина) её тётя Анна (Кристина Асмус) озабочена личными проблемами – у неё нет ребёнка, а часики-то тикают. И тут на шею Анны садится девочка-подросток со сложным характером. Тётя и племянница едут из Москвы в провинциальный город, откуда сбежала сирота Глаша, для оформления опеки. Девочка совсем не вызывает симпатий, она озабочена только одним – танцами, гаджетами и фиксацией на свой мобильный телефон любых проявлений чужой жизни. И даже смерти. Без тени сочувствия она снимает только что умершую родную бабушку, лишь бы поймать необычный ракурс в кадре. Глаша вредит своей доброй тёте Ане, подло посылая её мужу лживые смс. Её поведение, построенное на манипуляциях и дерзких вызовах взрослым, представляет собой некий штамп, утвердившийся в кино и литературе: подростков показывают злыми, жестокими, эпатажными. Да, в переходном возрасте подросшие дети бывают колючими, но всё-таки они разные. Фильмы о добрых отношениях детей и родителей или подростков между собой оказываются «не в тренде». Могут возразить: искусство всего лишь отражает процессы в обществе, сейчас-де востребована зрителем только кровь на асфальте. Да, отражает, но в немалой степени и формирует это отражение.
«Обе две» неровный фильм, судьбоносные проблемы и страдания главных героинь плохо сшиты с разношёрстными второстепенными персонажами: комичным целителем-шарлатаном, хапугой автослесарем, классической деревенской бабулей с коровой и народными нравоучениями, молодёжью на танцах, работниками придорожных гостиниц и кафе с незатейливым уровнем сервиса. Фильм многонаселённый, а логики поступков, причинно-следственных связей не хватает. Может быть, авторы сценария забыли основной принцип драматургии («чеховское ружьё»): в сценах не должно быть случайных элементов (или персонажей), обманывающих ожидания зрителей. Например, появление Кирилла Кяро в роли отца подростка Саши давало надежду – вот он, настоящий мужчина, в жизни Анны всё изменится, однако романтические отношения не завязались, встреча на дороге оказалась лишь эпизодом в погоне за Глашей и Сашей, угнавшими машину. Совершенно нелепыми выглядят кадры фантазий подростков о своих мнимых геройствах – ряженные в нелепые костюмы персонажи изображают в условных декорациях нескладную пантомиму. Невольно закрадывается мысль: а не призвали ли авторы сценария в помощники искусственный интеллект?
При этом хочется отметить несомненные актёрские удачи. Тронула Ёла Санько в эпизодической роли Глашиной бабушки. Почти без слов она сыграла трагедию пожилого человека, оказавшегося ненужным. Ложится на диван и тихо умирает – не от старости, а чтобы никому не мешать.
Естественна в роли старшей Глашиной тётки актриса Валентина Мазунина. Ей достался узнаваемый типаж хамоватой скандалистки. Опека над девчонкой ей нужна из-за квартиры, из бабьей вредности она постоянно тычет в больное место Анны – бездетность.
Но главные симпатии зрителей наверняка будут отданы белому упитанному гусю, которого добросердечная Анна спасла от участи стать шашлычком в придорожной забегаловке. Птица пропутешествовала с девушками весь фильм, а в конце гусь снёс яйцо, то есть оказался гусыней. Видимо, это яйцо должно символизировать счастливый финал истории.
Людмила Смирнова