Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 апреля 2025 г.
  4. № 14 (6978) (09.04.2025)
Литература Стихи

Обгоняя забвение...

12 апреля 2025

В книгах Альбины Хохловой подлинная поэтическая культура, естественная, как само дыхание стиха. Её поэзия привлекает «лица необщим выраженьем», как сказал в своё время Боратынский. А. Хохловой всегда было свойственно влечение к поэмам. Стоит вспомнить её увлекательную поэму «Игрок Лобачёв». Новое произведение автора – «Самый скорый поезд» при некоторой неженской жёсткости отличается неподдельным лиризмом, захватывающим читателя. И эта поэма посвящена игре, ставка в которой – бытие и творчество. Ахматова и Гумилёв – имена-мифы. Образ Беатриче возносит Ахматову до дантовских высот, где она чувствует себя как дома. Таковы пассажиры самого скорого поезда, они провожающие и встречающие: поэты Серебряного века. Поезд идёт от них – к ним же. В последнее время Серебряный век стал обозначением прекрасного, но ни к чему не обязывающего далёка. Между тем для истинного читателя поэзии, роль которого в современной культуре неуклонно возрастает, Анненский, Гумилёв, Ахматова, Мандельштам и есть современные поэты, поэты будущего, где место назначения самого скорого поезда. Такова сокровенная мысль поэмы: игра бессмертия с мнимой смертью. Гумилёва обгоняет его учитель Иннокентий Анненский, как известно, умерший на вокзале, но для самого скорого поезда смерть – даже не остановка, а вехи на творческом пути. Игра фантастическая, потому что фантазия – не вымысел, а творческое начало, которому нет конца. Минуя руины времени, самый скорый поезд поэзии движется наперегонки с забвением и обгоняет забвение, на то он и самый скорый, о чём свидетельствует поэма Альбины Хохловой.

Владимир Микушевич (1936–2024)

Сгенерировано ИИ

Альбина Хохлова

Родилась в Подмосковье. Поэт, критик, литературовед, член Союза писателей Москвы. Номинант Всероссийской литературной премии «Золотое звено» (2022). Окончила Литературный институт им. А.М. Горького и аспирантуру. Автор поэтических книг: «Мир зеркальный», «Игрок Лобачёв», «Самый скорый поезд».

Самый скорый поезд


Фантастическая игра

с участием И. Анненского,

Н. Гумилёва, А. Ахматовой…


         Нет, не луна, а светлый циферблат...

                                                                 О. М.


Уходит поезд как беглец,

И Гумилёв глядит в окно,

Мелькнул разрушенный дворец,

И вновь становится темно.

Он чиркнул спичкой, закурил,

И дым сиреневый поплыл,

И мысли, словно ищут брод:

Который час? Который год?


…Сигналят станции огни,

Но поезд набирает скорость;

Нас стерегут, как Цербер, дни,

Нас стережёт любая новость.

Имперский Рим уже шумит,

И легионы перед дверью;


Пейзажа изменился вид

И стал подобен сновиденью…


Похожа на часы луна –

Всё ближе циферблат,

Бегут земные времена,

Бегут они назад.

Их не задержит даже взгляд,

А поезд мчится дальше,

Две тени мирно говорят:

Их встречи стали чаще.

Одоевцева? Тень растёт,

По-ученически цепляясь

За неприметный горизонт,

А та, другая, что смеялась,

Как Беатриче на базаре, –

Ахматова?..

                Игра в разгаре!


Луна огромна. – Подарю

Её Одоевцевой рыжей,

Такой подарок и царю…

И Гумилёв уже на крыше

И, выпрямляясь во весь рост,

Достал луну (совсем не трудно!),

И воздух, вспыхнувший от звёзд,

Сиял божественно и чудно.


Луна огромна. Он косит

Глазами на подарок щедрый,

И ветер задувает в щели,

И мелкий дождик моросит.

Ахматова ревнует….

                               Дрожь

Огней блеснула на перроне,

И вновь в грохочущем вагоне

Всё изменилось. Хлынул дождь,

Похожий на потоп вселенский,

И дом старинный, царскосельский

Закувыркался по волнам…


А поезд выскочил в туман,

Всё больше набирая скорость,

И Гумилёв, смиряя гордость,

Задёрнул шторою окно –

Настала ночь. Темно. Темно…


Под мерный перестук колёс

Он задремал среди событий,

И путевых метаморфоз

Теперь единственный был зритель.

Тяжёлых век не приподнять,

А сон земной всё длится,

Он в руки книгу хочет взять

И полистать страницы.

И книгу в руки он берёт –

Судьбы насмешка, что ли?

(Попал, как видно, в переплёт.)

Как снег, укрывший поле,

Чисты страницы! Целый том –

И нет живых историй,

И он задумался о том,

Что мы напрасно спорим;

Не сфинкс загадку задаёт,

А чистая страница…


Опять луна над ним плывёт –

Со счёта можно сбиться…


В вагоне Гумилёв один,

Глаза его закрыты,

Руины времени над ним

Нависли, словно плиты.

Душа достигла глубины,

Достигла и астрала,

И все пути теперь видны:

Земля прозрачной стала.

И свет безоблачно разлит,

И трели птичьи всюду,

И Гумилёв в саду стоит,

Едва ли веря чуду.

И, обогнув куртину роз,

Он видит Анненского спину,

Идёт за ним, решив всерьёз

Служить такому господину.

И Анненский замедлил шаг

И оглянулся церемонно:

– Мой ученик? – и подал знак,

И он вздохнул тогда свободно.


Дорожки, залитые светом,

Пересекались тут и там,

И Гумилёв шёл по пятам

За Анненским, своим поэтом.


Но Анненский ушёл… Аллея

Казалась влажною слегка,

Казались влажными деревья,

И влажно плыли облака…

И небо было сокровенным,

И сокровенною – земля,

А где-то, на краю Вселенной,

Всё те же липы… тополя…


Обсудить в группе Telegram

Альбина Хохлова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS