Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 июля 2025 г.
  4. № 30 (6994) (30.07.2025)
Телеведение

Обладая достоинством русского актёра

На ВК-видео Вадим Верник ведёт цикл интервью с известными артистами театра и кино

30 июля 2025
В «Актёрской студии» Константин Хабенский (слева на фото)

Александр Кондрашов

В период летнего «бескартинья» я наткнулся в интернете на серию интервью Вадима Верника и, что называется, залип. В своей «Актёрской студии» интервьюер собрал лучших. От самого молодого – очень интересно дебютировавшего двадцатипятилетнего племянника Григория до самого моложавого – шестидесятилетнего брата Игоря. Родня вполне заслуженно обрамляет список, в котором известные, талантливые, любимые и простыми зрителями, и киноведами актёры: Ирина Пегова, Сергей Безруков, Виктория Исакова, Елена Лядова, Константин Хабенский, Юлия Снигирь, Александр Петров, Сергей Бурунов и многие другие замечательные мастера – всего их около тридцати...

Не до почивания на лаврах

В чём секрет того, что лучшие из нынешних звёзд приходят к Вернику и встречи эти интересны, хотя никаких «вопросов на миллион» по поводу закулисных интриг и тайн богемной жизни не задаётся?

Это не только из-за того, что Вадим Эмильевич – известный журналист, а также заместитель художественного руководителя МХТ, дело, думаю, в том, что он очень хорошо знает, то есть видел все ключевые работы приглашённых артистов и любит их. Во всяком случае, со всеми он говорит как с родными. И, конечно, цель интервью не вывести приглашённых звёзд на чистую воду или подвести их к нужным политическим высказываниям и не покрасоваться на фоне знаменитости, как это бывает у иных блогеров, а помочь в полной мере им раскрыться.

В атмосфере подлинного интереса актёры, конечно, расцветают – к тому же в студии сидят зрители, студенты творческих вузов, и у них есть возможность задать вопросы мастерам, а потребность поделиться опытом у звёзд есть.

На площадке два кресла, за ними тёмная стена, в ней проём, откуда бьёт свет, и каждый актёр выходит из света. Вот такая светлая установка на весь цикл. Вадим Верник признался, что он клаустрофоб, боится закрытых пространств, потому, наверное, в его студии – просторно и свободно*. И в этой вольной доброжелательной атмосфере открывается очень много из того, что зрители даже не подозревали.

Я, например, не знал, как серьёзно Даниил Воробьёв относится к психотерапии и психологии. Актёр начинает выстраивать каждую роль задолго до съёмок, и в итоге получается до мельчайших деталей проработанный образ. Мы писали о его фигуристе Протопопове, которого он документально точно и в то же время гротескно воссоздал в «Родниной» – фильм уже стал забываться, а актёрский шедевр Воробьёва в памяти. Также мы писали о том впечатлении, что произвёл его монструозный бандит из «Лады Голд». В этом жизнерадостном триллере Никиты Власова был превосходный актёрский ансамбль, где главную роль сыграл молодой актёр Эльдар Калимулин. Его мы хвалили также за роль аутиста, превратившегося в криминального пахана (сериал «Химера»). В «Актёрской студии» Эльдар поразил яростной энергией в отстаивании своих позиций в профессии. Как обманчивы внешние данные: актёр похож на закомплексованного ботаника, но характер у него бескомпромиссного борца – ведущий пытался даже гостя немного унять, но куда там!

Восхитил таганрогский самородок Павел Деревянко, который где только не пробовал себя, пока не поступил в ГИТИС, потом чего только не играл, но со временем стал уникально оснащённым и глубоким актёром. Мастером. Напомню, сколько подлинной любви было в сцене объяснения его героя с женой (Равшана Куркова) в сериале «Первый номер». Актёр так интересно рассказывал о работе в Театре Моссовета, что захотелось увидеть его в заглавной роли в поставленном Андреем Кончаловским «Дяде Ване».

Тоже талантливая провинциалка, красавица Юлия Снигирь рассказала о своём непростом пути в российское кино и начавшемся очень удачно, но не имевшем достойного продолжения, – в Голливуд. Восхождение Сергея Бурунова было, наверное, самым драматичным. Поразило, что и сейчас, на вершине славы в актёре жива боль за неудачи, унижения первых десяти лет карьеры, когда он пробовался, предлагал себя, но был отвергаем. Сергей благодарно вспоминал тех, кто поддержал его в начале пути (например, замечательного актёра Сергея Кузнецова, преподававшего сценическую речь в Щуке). Но и сейчас, когда Бурунов нарасхват, уверенности в том, что завтра будет всё так же хорошо, у него нет. И тут не до почивания на лаврах.

Невозмутимо-ироничным, не по-актёрски рассудительным, но с тонким чувством юмора предстал Евгений Цыганов. Искренностью и непосредственностью поразил Александр Яценко, сколько приключений и неприятностей, связанных с нарушениями дисциплины, было в его молодости – любимого ученика на последнем курсе выгнал из ГИТИСа Марк Захаров, и как хорошо, что начинающему очень даровитому актёру удалось выправиться, а вскоре ему повезло встретиться с режиссёрами Алексеем Балабановым и Борисом Хлебниковым...

Культура отказа

Моё отношение к каждому гостю Вадима Верника после просмотра интервью улучшилось, хотя были претензии ко многим проектам, в которых они участвовали, что поневоле бросало тень и на исполнителей – впрочем, в неуспехе в первую очередь виноват продюсер, потом уже «зафрахтованные» им сценарист, режиссёр, оператор и уж в последнюю очередь актёр, который, может быть, совершил единственную ошибку – согласившись участвовать в проекте. Но у большинства наших артистов, по остроумному выражению Виктории Исаковой, «низкая культура отказа». Кстати, от неё, единственной из гостей Верника, мы услышали прекрасные слова про театр, в котором служит (имени Пушкина): «Это мой родной дом».

А сила, уверенность и покой исходили от актёров, у которых была ещё и должность худрука, – это Константин Хабенский и Сергей Безруков. Они были обеспокоены не столько своими ролями, сколько успехом своих спектаклей и театров. Живые, вполне доступные, но уже немного памятники.

Заряженной на профессию режиссёра оказалась и Дарья Мороз, снимающая уже второй сериал (о её режиссёрском дебюте «Секс. До и после» мы с некоторым недоумением писали). Немного испугало то, что в диссонансе с коллегами, не всегда дисциплинированными, но всегда очень инициативными, приносящими режиссёру много своих предложений, Дарья требует от актёров беспрекословного подчинения и не терпит никаких возражений-предложений: «Актёр – это краска, которой рисует режиссёр». Жаль, что в «Актёрской студии» не было сильно повлиявшего на неё Константина Богомолова – его бы пригласить, чтобы «допросить с пристрастием».

Также очень интересно было послушать представительницу другой актёрской династии – Марию Миронову. Оказывается, у неё глубокие актёрские корни не только по отцовской, но и по материнской линии – бабушка служила в Театре имени Гоголя. Каждый из гостей программы называл своих учителей и людей, которым более всего обязан: Мария назвала Павла Лунгина, у которого сыграла главную роль в «Свадьбе», Марка Захарова (в «Ленкоме» она прослужила много лет) и режиссёра Сокурова. Многие его обожают, очень многие не любят, остальные не понимают – очень было бы интересно, чем Мария обязана Александру Николаевичу?

Удивил Игорь Верник. Во-первых, тем, что пишет стихи, свои стихи в «Актёрской студии» читал и Александр Петров, не берусь судить об их качестве, но, если много работающие актёры находят силы и время для сочинений стихов, значит, есть какая-то недосказанность, нерастраченный ресурс души, и это очень хорошо.

Во-вторых, я не знал о той внутренней борьбе, которая, оказывается, годами мучила актёра. В кино Верника поначалу не очень звали, хотя он был хорош в роли Иуды в великолепном ансамбле «Мастера и Маргариты» Юрия Кары, но фильм показали только через много лет, а в 90-е советская киноиндустрия умирала и до возрождения её было далеко. Игорь не унывал и параллельно с работой во МХАТе удачно вписался в бурный телевизионный процесс, стал успешным шоуменом и телеведущим – его любили телепродюсеры, но не кинорежиссёры, у которых Верник стал ассоциироваться с шоу-бизнесом, однако он-то мечтал о стезе драматического артиста. Пришлось принять трудное решение: отказаться от всех заманчивых коммерческих предложений, связанных с карьерой шоумена. И далеко не сразу, но судьба вознаградила его – хорошие роли стали предлагать и в театре, и в кино (о «Дайте шоу» и «Первом номере» мы писали).

Но вот небольшое «критическое отступление». Вадим Верник упомянул сериал «Натали и Александр», где снимались и брат, и племянник. И тут мне захотелось задать вопрос, который брат брату в передаче задать не мог. О фальсификации биографии национального гения. Речь не о том, что Бенкендорф, которого сыграл Игорь Верник, вовсе не был злым гением Пушкина, как навязывала ещё советская пропаганда, а в том, что сценаристы сделали Пушкина жалким ничтожеством, подглядывающим за бегающей на свидания женой, не смеющим защитить её и свою честь. В сериале Бенкендорф после придуманной сценаристами провокации арестовывает (!) Пушкина, после чего Натали приезжает к императору, предлагая отдаться ему (!) в обмен на освобождение мужа из тюрьмы... Конечно, в биографическом кино без вымысла нельзя, но допустимо ли такое искажение жизни поэта? Стоило соглашаться участвовать в этом? Понятно, что Игорь не мог отказать продюсерам Первого. И этот фальсификат показывался не на какой-то экспериментальной сцене, а на главном канале страны...

Для сравнения

В завершение – о том, кого хотелось бы ещё увидеть в «Актёрской студии»: в первую очередь это ныне вознесённый на вершину славы Юрий Борисов и восходящая на неё Елизавета Базыкина, о блестящем дебюте в кино (в сериале «Надвое») которой мы написали первыми. Для сравнения приведу свои впечатления от больших интервью, данных Борисовым Юрию Дудю** пять лет назад и Базыкиной – Ксении Собчак в конце прошлого года.

Разница с «Актёрской студией» принципиальная: во-первых, оба интервьюера не задавали никаких профессиональных вопросов – в основном их интересовала не работа актёра над ролью, а что-то другое. Дудя** – политика, Ксению – личная жизнь, партнёры, отношения. В своих фильмах-интервью со множеством локаций они хотели втянуть молодых актёров в свою систему координат. Артисты тонко чувствуют, что от них хотят услышать, часто подыгрывают, желая не разочаровывать собеседника, но не всегда. Юрий и Елизавета удивили прожжённых интервьюеров (да и нас, зрителей) тем, что оказались людьми верующими и очень серьёзно относящимися к семье – у Борисова было уже две дочки, а Базыкина мечтает о замужестве и детях. Я впервые услышал от молодой, стремительно продвигающейся, исключительно одарённой актрисы, что для неё не театр и кино главное, а семья. Обычно на театре к этому приходят, когда уже поздно, а тут... И как ни пыталась Ксения Анатольевна вывести Елизавету на территорию обсуждения богемной жизни, ничего не вышло. Очень хочется пожелать удачи удивительно одарённой красавице из Сызрани.

А единственное, за что смог зацепиться Дудь** в общении с Борисовым – за желание Юрца (так он называл актёра, хотя тот просил называть его Юрой) поработать за рубежом, и именно тогда Борисов снимался в фильме славящегося своими связями с западным кино продюсера Роднянского** «Мама, я дома». И на какую-то политику интервьюеру Юрца удавалось вывести. Но тем не менее на финальный вопрос «В чём сила, брат?» – будущий оскаровский номинант ответил, что не в правде, не в демократии или свободе, как можно было ожидать, а «в Боге».

Надеюсь, сейчас у Борисова нет головокружения от нынешнего успеха на Западе. Как заметил Сергей Безруков, который в своё время отказался сниматься в Голливуде: «Обладая достоинством русского актёра, я считал, что если уж играть русских, то достойных персонажей. Почему я должен играть обязательно плохого русского (кагэбэшника или бандита), антипода хорошего американца?» Юре Борисову повезло: он сыграл «хорошего русского» в фильме, нежданно-негаданно получившем пять «Оскаров». Впрочем, о том, во что ныне превратился «Оскар», мы не раз писали.

В «Актёрской студии» Павел Деревянко вспоминал о наших актёрах 70-х. Действительно, до Олега Борисова, Иннокентия Смоктуновского, Евгения Леонова, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева нынешним звёздам ещё далеко. А закончить этот материал об «Актёрской студии» хочется наставлением своего мастера в училище, которое привёл Константин Хабенский: «Не бойтесь продолжать учиться!»

P.S. Пока готовилась эта публикация, пришло печальное известие о кончине двух замечательных кинорежиссёров, фамилии которых в ней упомянуты. Приносим искренние соболезнования родным и близким двух однокурсников по ВГИКу, двух Юриев: Мороза и Кары.

* С выходом «Актёрской студии» на просторы Чистопрудного бульвара атмосфера стала несколько другой.

** Признан иноагентом в РФ.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аль Пачино – экзорцист

    31.07.2025
  • Куда приводит ложь

    26.07.2025
  • Господин Сухов в телешоу

    25.07.2025
  • Страсти человеческие

    24.07.2025
  • Дежавю на Арбате и в Жупе

    23.07.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Донбасс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS