Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2019 г.
Литература

Обнуление писателя

Лонгриды и никнеймы – на пути развития литературы

15 января 2019

Писатель мельчает. И сам по себе, и при поддержке общества. Ох уж это общество: не гражданское оно, обдиранское! Надоел этому обществу тощалый правдоискатель и обожатель маленьких людей. А с другой стороны, мутно-зелёный от палёного алкоголя сочинитель многопудовых грант-отчётов и завсегдатай ярмарочных шалманов опротивел. Нравится же нынешнему постразумному обществу иной писатель. Верней, помесь писателя и блогера. Встретил тут на днях одного. Тот вмиг задышал, как перед ночной банькой:

– Эх, рвануть бы раньше в блогера! И денежка каплет, и думать шибко не надо. Фактик выкопал – и облизывай: и похвалят, и словечком «лонгридист» наградят. – Тут бывший писатель, перекинувшийся на лонгриды, слегка повращал буркалами и добавил: – А то замыслы, язык, композиция… А новейшее письмо, оно ничего авторского не требует: лови себе информационный шум и словечки из компа выуживай! Им молодёжь «внемлет», по плешке иногда гладит: «Какой старпёр зашибенный, круто лонгриды строчит!»

Эх, лонгриды вы, лонгриды, шустрые вы апатриды, застрявшие меж статьёй и новеллой! От вас подушечки пальцев над компом зависают, прицел сбивается и воображению зябко. Не нужны вам громады бессо-знательного и замыслы мгновенные не нужны. А нужна бесконечная «похоть поисков». Ну, ещё пошловатые веб-задумки. И чем мельче задумка – тем круче. Последний такой попавшийся на глаза пис. лонгрид – музыка в туалете (с картинками). На четырёх страницах пытался убедить меня бывший бойкий писатель: и запора от такой музыки как не бывало, и мысли летят густой струёй, словно из освежителя воздуха «Гавайский бриз».

– И не нужны они, великие замыслы, – сказала мне теперь уже дама-писательница с вороньим пером на шляпке. Куда ведут? К мифам и фикциям! Два с половиной века читателям fiction впаривали. Жисть от них синим мохом заросла! Фикция вся эта ваша «великая русская литература»! Ты факт и запашок мне дай. Тогда и польза.

Дама ушла, горечь осталась. Это что ж выходит?

А то! Нет великих замыслов – нет великой литературы. Нет великой литературы – и языку конец. Нет великого русского языка – и национального сознания нет. И кто тогда крикнет в голос: «Язык до истины доведёт!»?

А тут ещё сладенькая бе-зымянность вдруг кой-кого обуяла. Спрятался за никнейм – и никакой Чехов или Булгаков с Шаламовым нравственным примером тебе уже не служат. «Скрываясь за ником, можно такое сказать, такое…» – голосил год назад в ЦДЛ ещё один бывший пис., всерьёз принимающий записи в Инете за свою будущую книгу.

Да вот беда! Год за ник прятался, а через год его ник взял да и поник. Упал, короче. Как когда-то рейтинг у Б.Н. Ельцина. А ведь ни стóящие журналисты, ни порядочные писатели за nickname не прячутся. У журналистов – своя сила. У писателей – своя. И путаница здесь не нужна! Сила журналистов – в их профессии. Есть сильная профессия – значит, и защита есть. А у нас, лишённых профессии писателей, только и сил, что твердить полушёпотом: «вера и совесть».

Ну, здесь, конечно, очередной русский роковой вопрос: писатель – он кто? Травимый властями скоморох? Совестливый полудурок? Подносила текстов? Верно ли, что произошло обнуление писателя и его дела?

Обнуление – это признание ошибок в собственном способе мышления и своих выводах. А также горестное понимание: весь накопленный жизненный опыт оказался нулевым. Ну не способен этот опыт решить нынешние трудности!

Так писатель – ошибка российской истории? Плод царской скуки, дворянской лени, советского чванства, расслабухи гулевых 90-х?..

А может, писатель всё-таки ещё сохранился? Как творец сверхидей, как живой «поисковик» истины? В Евангелии от Филиппа читаем: «Истина не пришла в мир обнажённой. Но она пришла в символах и образах». Кто, кроме писателя, способен создать неубиваемые временем символы России и мира? Кто навечно утвердит истину через образ? Кто укоренит в нас Неточку Незванову, Русю, Натали, Осипа Степаныча Дымова, сокровенного человека Фому Пухова? В сотворении того, что реальней самой реальности, – суть бессмертного писатель-ского дела!

Но вот ещё напасть. Даже если сегодняшний писатель не миф, не ходячая инерция, то уж наверняка – этакая навь, призрачный полумертвец, не имеющий никаких прав!

Отсюда один из главных современных мотивов нашего общего литературного дела – право писателя быть писателем! То есть иметь закреплённую в законе профессию. Этим мы в Русском ПЕН-центре в последнее время и занялись. И не только для московских писателей стараемся: для писателей из регионов ещё сильней жилы рвём!

Ну и напоследок. Даже если до обнуления российского писательства остался один шаг, нет-нет да и усомнишься: а позволит ли настоящему автору обнулиться наш русский, дарованный небом язык? Язык, в сущности, и создавший российскую историю. За что в последние годы «продвинутая» часть общества метелит его и гвоздит, превращая в чавкающий американистый гоблдигук, или – хуже того – в язык «креольский»!

Борис Евсеев,
вице-президент Русского ПЕН-центра


Точка зрения автора колонки
может не совпадать с позицией редакции

Тэги: Борис Евсеев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лентробух и «Бухен хауз»

    07.09.2022
  • Поздравляем!

    31.08.2022
  • Бориса Евсеева отметили

    28.08.2022
  • Детоотступники

    29.06.2022
  • Жабояз, или Бегство айтишников

    18.05.2022
  • Детоотступники

    108 голосов
  • Лучшие из лучших

    63 голосов
  • Театр одного слова

    47 голосов
  • Лентробух и «Бухен хауз»

    47 голосов
  • Что в имени тебе моем?

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS