Практически все игровые фильмы, касающиеся опекунства, рассказывают про опеку над детьми и связанные с ней конфликты между частными лицами. Картина Джея Блэйксона «Аферистка» вторгается в малоисследованную кинематографом область отношений назначенных попечителей с клиентами преклонного возраста и демонстрирует, как опекуны злоупотребляют своими возможностями в ущерб клиентам.
По словам режиссёра, мысль снять об этом фильм появилась у него при знакомстве с новостным сюжетом о социальном работнике, обиравшем престарелых. «Представьте себе, – говорит Блэйксон, – что однажды к вам в дом постучится человек с бумагой, которая предоставляет ему полный контроль над вашей жизнью. Это привело меня в ужас». Ужас, видимо, подстегнул воображение, и на свет появилась история способной мошенницы Марлы Грейсон в достойном «Оскара» исполнении Розамунд Пайк. Эта наделённая железным самообладанием и обворожительно зловещей улыбкой дама добивается, чтобы её подопечных стариков объявили недееспособными и заперли в богадельню, после чего распоряжается их имуществом как хочет. Ситуация в самом деле устрашающая, если поставить себя на место человека, оказавшегося во власти подобного существа. И возникает естественный вопрос, каким образом героиня получила необъятную власть над предоставленной её попечению старой женщиной, сравнимую разве что с той, какую, по известному утверждению Ленина, получил Сталин над всеми советско-подданными, став Генеральным секретарём Коммунистической партии.
К сожалению, «технология власти» и там и тут осталась за кадром, хотя по разным причинам основателю Советского государства не хотелось вскрывать им же спроектированный чёрный ящик, а создателю американского фильма не хватило фантазии или желания, чтобы создать на экране кафкианский мир, в котором только и может произойти то, что мы видим на экране. Ведь для того, чтобы психиатры признавали психически нормальных и здоровых людей недееспособными, суды подтверждали заведомо ложные диагнозы, а работники домов призрения закалывали пациентов лекарствами до помрачения рассудка и запрещали сыновьям посещать матерей, требуется всеобщая коррумпированность и тотальная система подавления личности. Однако признаков их существования в «Аферистке», в отличие, скажем, от «Процесса», не видно – похоже, что постановщику больше хочется попугать зрителей, чем показывать им социальную механику предкамерного мира. Вероятно, поэтому он и объясняет поведение врачей, судей и социальных работников доверием, которое вызывает у них харизматичная и велеречивая аферистка, а не взятками или более тонкой компенсацией за неправедные дела. Трудно сказать, присутствует в этом объяснении идеологический мотив или оно является следствием легкомысленного взгляда на поставленную вместе с картиной проблему, но назвать его убедительным намного труднее, чем экранным врачам признать полноценного человека душевнобольным. Или, что много раз бывало в советское время, приписать инакомыслящему вялотекущую шизофрению, а то и «бред реформаторства», дабы отправить в психушку, как Марию Спиридонову или Наталью Горбаневскую.
Так или иначе, хоррор сменяется триллером – у милой старушки (её роль сыграла Дайэнн Уист, обладательница двух «Оскаров» за роли второго плана в фильмах Вуди Аллена), к которой явилась с исполнительным листом Марла, обнаруживается сынок по имени Роман ростом метр с кепкой и экстравагантной внешностью Питера Динклэйджа, возглавляющий местную (или глобальную, не разберёшь) русскую мафию. Конечно, было интересно узнать, при чём тут именно русская коза ностра и в чём национальная специфика её деятельности, но, увы, она в «Аферистке» исключительно для прикола, так как Блэйксона интересует другое – схватка между Марлой и Романом, которая в самом деле вышла захватывающей, так как железная американка со своей герл-френдкой и сообщницей, бывшей полисменкой Френ, не уступает целой мачистской банде. Снимайся фильм в прошлом веке, мужская сила, скорее всего, возобладала бы над женской, как в «Трёх мушкетёрах», но в фильме Блэйксона всё заканчивается иначе. Как именно – увидите сами, если посмотрите «Аферистку».
Виктор Матизен