Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2021 г.
Телеведение

Обобрать ближнего,

или Прекрасная опекунша по имени Розамунд

17 марта 2021
Роман Лунёв (Питер Динклэйдж) и Марла (Розамунд Пайк)

Практически все игровые фильмы, касающиеся опекунства, рассказывают про опеку над детьми и связанные с ней конфликты между частными лицами. Картина Джея Блэйксона «Аферистка» вторгается в малоисследованную кинематографом область отношений назначенных попечителей с клиентами преклонного возраста и демонстрирует, как опекуны злоупотребляют своими возможностями в ущерб клиентам.

По словам режиссёра, мысль снять об этом фильм появилась у него при знакомстве с новостным сюжетом о социальном работнике, обиравшем престарелых. «Представьте себе, – говорит Блэйксон, – что однажды к вам в дом постучится человек с бумагой, которая предоставляет ему полный контроль над вашей жизнью. Это привело меня в ужас». Ужас, видимо, подстегнул воображение, и на свет появилась история способной мошенницы Марлы Грейсон в достойном «Оскара» исполнении Розамунд Пайк. Эта наделённая железным самообладанием и обворожительно зловещей улыбкой дама добивается, чтобы её подопечных стариков объявили недееспособными и заперли в богадельню, после чего распоряжается их имуществом как хочет. Ситуация в самом деле устрашающая, если поставить себя на место человека, оказавшегося во власти подобного существа. И возникает естественный вопрос, каким образом героиня получила необъятную власть над предоставленной её попечению старой женщиной, сравнимую разве что с той, какую, по известному утверждению Ленина, получил Сталин над всеми советско-подданными, став Генеральным секретарём Коммунистической партии.

К сожалению, «технология власти» и там и тут осталась за кадром, хотя по разным причинам основателю Советского государства не хотелось вскрывать им же спроектированный чёрный ящик, а создателю американского фильма не хватило фантазии или желания, чтобы создать на экране кафкианский мир, в котором только и может произойти то, что мы видим на экране. Ведь для того, чтобы психиатры признавали психически нормальных и здоровых людей недееспособными, суды подтверждали заведомо ложные диагнозы, а работники домов призрения закалывали пациентов лекарствами до помрачения рассудка и запрещали сыновьям посещать матерей, требуется всеобщая коррумпированность и тотальная система подавления личности. Однако признаков их существования в «Аферистке», в отличие, скажем, от «Процесса», не видно – похоже, что постановщику больше хочется попугать зрителей, чем показывать им социальную механику предкамерного мира. Вероятно, поэтому он и объясняет поведение врачей, судей и социальных работников доверием, которое вызывает у них харизматичная и велеречивая аферистка, а не взятками или более тонкой компенсацией за неправедные дела. Трудно сказать, присутствует в этом объяснении идеологический мотив или оно является следствием легкомысленного взгляда на поставленную вместе с картиной проблему, но назвать его убедительным намного труднее, чем экранным врачам признать полноценного человека душевнобольным. Или, что много раз бывало в советское время, приписать инакомыслящему вялотекущую шизофрению, а то и «бред реформаторства», дабы отправить в психушку, как Марию Спиридонову или Наталью Горбаневскую.

Так или иначе, хоррор сменяется триллером – у милой старушки (её роль сыграла Дайэнн Уист, обладательница двух «Оскаров» за роли второго плана в фильмах Вуди Аллена), к которой явилась с исполнительным листом Марла, обнаруживается сынок по имени Роман ростом метр с кепкой и экстравагантной внешностью Питера Динклэйджа, возглавляющий местную (или глобальную, не разберёшь) русскую мафию. Конечно, было интересно узнать, при чём тут именно русская коза ностра и в чём национальная специфика её деятельности, но, увы, она в «Аферистке» исключительно для прикола, так как Блэйксона интересует другое – схватка между Марлой и Романом, которая в самом деле вышла захватывающей, так как железная американка со своей герл-френдкой и сообщницей, бывшей полисменкой Френ, не уступает целой мачистской банде. Снимайся фильм в прошлом веке, мужская сила, скорее всего, возобладала бы над женской, как в «Трёх мушкетёрах», но в фильме Блэйксона всё заканчивается иначе. Как именно – увидите сами, если посмотрите «Аферистку».

Виктор Матизен


Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA Питер Динклэйдж Джей Блэйксон Розамунд Пайк
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Проигранное кино

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS