Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 января 2016 г.
Общество Мнение

Община смиренных

28 января 2016

Перелистывая в очередной раз «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, невольно подумал вот о чём. Как много в языке наших пращуров было слов, обращённых к духовному началу в человеке!.. Добропамятность, добродетель, здравомыслие, сердоболие... Сегодня, похоже, испарились они под холодными ветрами перемен. А ведь народом недаром замечено: худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало...

В 1802 году в Москве на Большой Калужской улице открыла двери Голицынская больница. Это был щедрый подарок городу князя Дмитрия Михайловича Голицына. Строительство велось по проектам знаменитых русских архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Новая больница стала одним из красивейших сооружений Первопрестольной. Показательно, что уже через год здесь отменили плату за лечение. Посчитали, что она компрометирует идею христианской благотворительности.

Пролетели годы. После присоединения к Голицынской больнице ещё нескольких лечебниц в центре столицы заработал единый комплекс – городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова. Сегодня она занимает огромный квартал вдоль Ленинского проспекта. Москвичи и гости столицы невольно обращают внимание на расположенный в центре больничный храм святого благоверного царевича Димитрия. В 1990 году храм был возвращён Русской православной церкви и вторично освящён, а ещё через год здесь было создано Свято-Димитровское сестричество – религиозно-общественная организация, видящая свою задачу в помощи тяжёлым пациентам больницы.

Сегодня в Свято-Димитриевском сестричестве, существующем за счёт грантов и пожертвований, 70 сестёр. Это не монашеская община. Среди сестёр много вдов, есть замужние, многодетные, молодёжь. Всех их объединяет готовность служить ближним. Они заботятся о страждущих в больнице и на дому, опекают детей-сирот, обеспечивают профессиональный уход и реабилитацию тяжёлых одиноких больных.

– От членов сестричества, – рассказывает главная сестра Татьяна Павловна Филиппова, – требуются особые качества: милосердие, терпение, смирение, профессиональная подготовка, духовный подвиг и способность к тяжёлому физическому труду. По соседству с нами, что называется, бок о бок, работает медицинское училище. Это первое в современной России государственное православное медицинское учебное заведение. Наряду с получением медицинских познаний учащиеся изучают основы православия, сестринского дела и милосердия.

На первом собрании прихода настоятель храма отец Аркадий Шатов сразу же заявил: «Раз наш храм больничный, то прихожане должны помогать ухаживать за немощными». Ещё смутно представляя, что и как делать, доброхоты переступили больничный порог. И сразу же почувствовали, какие трудные испытания их поджидают.

– Это сейчас здесь всё на европейском уровне, а тогда, в 90-е, медицинский персонал буквально разрывался на части. И всё же мы, – вспоминает собеседница, поначалу ощутили холодок недоверия. Человеческая натура такова, что когда рядом кто-то стремится делать что-то хорошее, хотя его вроде бы никто об этом не просил, это вызывает раздражение: не за длинным ли рублём вы сюда потянулись? А мы быстро поняли: ухаживать за больными – наука, своего рода искусство, которое надо постигать. Сжав зубы, учились. Нехватка профессиональных навыков восполнялась отзывчивостью, теплотой, с которой шли к страждущим, ждущим сострадания.

Рассказ коллеги дополняет Инна Корнельевна Аствацатурова, помощница главной сестры:

– Поначалу мы получили тяжёлые отделения больницы – две неврологии, три травматологии. Потом, приглядевшись к нам, нас попросили помочь в терапии, хирургии, реанимации, урологии. Открылся стационар приёмного отделения неврологии и кардиологии. Здесь были больные с ещё не поставленным диагнозом, те, кто ждал свободного места в перегруженных палатах. Эта своеобразная гостиница была полностью отдана под патронаж сестёр милосердия. Вот где проходила проверка на профпригодность: не каждый может вынести вид крови, грязи, гноя.

Когда в 1992 году открылось медицинское училище, большинство из сестёр милосердия пошли учиться на вечернее отделение. А ведь многим уже было за пятьдесят. Что ж, годы не помеха, если есть жгучее желание приобщиться к азам профессии. Получив дипломы, продолжаем заниматься уходом, помогаем медсёстрам. От чёрной работы никуда не уйдёшь.

Инна Корнельевна, вздохнув, замолкает... Те, уже давние 90-е и захочешь – не забудешь. Приёмный покой, люди: кто с огнестрельным ранением, кто с колотой раной, кто избитый. Бомжи с опарышами на ногах. Одежду спешно уничтожали. Каждого надо было помыть, выскоблить... И физически, и морально изнуряющая работа. Приходилось участвовать и в кровавых схватках. Привозили какого-нибудь мафиози, а другой бандит со своей командой прибывал следом – ожидал в приёмной, когда раненый выйдет, чтобы добить... Рискуя жизнью, вмешивались, чтобы не допустить побоища.

Инна Аствацатурова каждый вечер делала обход: закрывала отделение на амбарные замки. В одиночку появляться было небезопасно. Шла в сопровождении сторожа. Выгоняла посетителей, которые сидели на кроватях у больных, выпивали...

– Тогда-то, – говорит собеседница, – пришла к выводу: надо стать «семьёй» больного, жить его интересами. Войти в его особый мир, стать ему близким, лишь так его можно потянуть за собой, к выздоровлению. Никому не дозволено быть просто наблюдателем чужой боли. Потому что завтра она коснётся непосредственно тебя...

Социальная защита – в первую очередь дело государства. И хорошо, что начали, наконец, говорить о необходимости развивать паллиативную помощь. Её в стране, кстати, ждут около миллиона человек. Речь идёт не только об онкологических больных. Страдают люди с нейрохирургическими, неврологическими недугами, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Кроме медикаментозной терапии немощным нужен уход. Людей, способных выполнять такую работу, мало. Их надо готовить. Да и в больницах практически отсутствуют отделения для нуждающихся в постоянном длительном уходе.

– У нас в «травме», – рассказывает Инна Аствацатурова, – лежит тяжёлый больной. Жизнь он прожил тоже тяжёлую и, прямо скажем, некрасивую. С большим трудом отыскали его сына. А тот даже навестить его отказался: «Когда-то отец не хотел слышать обо мне, теперь я не хочу слышать о нём. Больше не звоните»...

Меж тем умирающий отец с нашей помощью стал кушать, чем-то интересоваться. Его начали вывозить гулять... Руководство негодует: «Столько времени держите больного, сколько денег на него ухлопали!» Но что делать, если его не берёт ни одна социальная структура?..

– Можно ли исправить ситуацию? – вопрос к Татьяне Павловне Филипповой, главной сестре Свято-Димитриевского сестричества.

– Это очень непростая тема – помощь одиноким страждущим людям, когда их значительно больше, чем сестёр милосердия. Что ни день – новые просьбы, однако хорошо, если в месяц мы можем открыть один новый пост. Обращения разные. Но чаще речь идёт об одиноких, тяжело больных людях, разбитых инфарктом и инсультом, парализованных, нуждающихся в обезболивании. Надо помыть, повернуть, покормить человека – выполнить жизненно необходимые процедуры, на которые у медперсонала больницы и у близких нет ни сил, ни времени. А ведь средний возраст сестёр милосердия – около 60 лет…

В 1900 году, когда население Москвы не превышало 1 млн. человек, в городе действовала 221 богадельня. Здесь проживало более 10 тыс. человек, в основном пожилые и не способные к труду. В настоящее время богадельни при храмах и монастырях могут приютить лишь несколько десятков человек, найти место в государственных пансионатах – тоже проблема, а частные далеко не каждому по карману.

Что делать? Конечно, в первую очередь развивать сеть государственных и частных пансионатов, патронажных служб. Ну и самое главное – поощрять все виды милосердия. Слава богу, мы научились всем миром помогать детям, собирая через благотворительные фонды средства на сложные операции, но есть ведь и немощные старики. Старости никому не избежать. И относиться к ней надо с уважением, как к своему неизбежному будущему.


Тэги: Самосознание
Обсудить в группе Telegram

Михаил Глуховский

Глуховский Михаил Рафаэлевич – публицист и поэт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Желание быть русским-11

    11.07.2018
  • Желание быть русским-10

    04.07.2018
  • Желание быть русским - 9

    27.06.2018
  • Желание быть русским - 8

    13.06.2018
  • Лихие или ленивые?

    23.05.2018
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Кто украл Европу? - 1

    259 голосов
  • Желание быть русским

    160 голосов
  • Эпитафия на могиле российской интеллигенции

    146 голосов
  • Желание быть русским - 2

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS