Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2021 г.
Общество Культура

Объяснение в любви столице

Екатерина Фурцева: жизнь и судьба

21 сентября 2021

Давно не было у нас спектаклей, посвящённых нашей любимой столице. И вот мы с вами, дорогой читатель, его и дождались! Независимый театр «Шанс» (г. Москва) предложил спектакль «Москва и НЕмосквичи. Екатерина Фурцева». Возможно, автору, режиссёру и одновременно руководителю театра Алле Соколовой не дают покоя лавры дядюшки Гиляя и его бессмертного произведения «Москва и москвичи»? А с другой стороны, может, просто каждому поколению нужен свой эпохальный рассказ о Москве, о её жителях – о коренных и приезжих!

Ведь, в конце-то концов, столица строилась не только руками и делами коренных жителей с их традициями, нравами, но и «гостями» столицы, которым во многом обязан наш город. А если вдаваться в конкретику, то самые первые лица города и всего нашего государства – люди-то неместные. Владимир Владимирович и Сергей Семёнович, Борис Николаевич да Михаил Сергеевич, Леонид Ильич, Никита Сергеевич, Иосиф Виссарионович, Владимир Ильич были когда-то... немосквичами! Хотя нет, дорогой читатель, лукавлю, были и москвичи – Гавриил Харитонович и Юрий Михайлович были из наших, из коренных. Вот и получается у нас с вами – «Москва и НЕмосквичи».

С названием разобрались – идём дальше. Екатерина Фурцева... На мой взгляд, это неоднозначная фигура ещё ни разу не становилась действующим лицом театральных подмостков. Не скрою, сразу вспоминается многосерийный сериал «Фурцева» с прекрасной Ириной Розановой в главной роли. Но то, что видит зритель на сцене, не идёт даже в сравнение! Актриса Юлия Троян, исполнительница одиозной фигуры политического олимпа советской эпохи, поражает не только схожестью лица, фигуры, нарядов, которые носила её героиня, но и внутренней выправкой, стержнем, достоинством и даже. «породой». Внутренний накал страстей, который переживает Фурцева – Троян, герои спектакля и, конечно же, мы с вами, зрители, на протяжении всего спектакля поражают воображение! Спектакль охватывает 30-летний период жизни героини. Мы видим Фурцеву в течение всего спектакля в совершенно разных ипостасях. Вот она и градоначальник, «хозяйка Москвы», и министр культуры, и любимая и любящая женщина, и преданная подруга, несломленный, но несчастный и одинокий человек в конце жизненного пути. И все эти грани образа Троян, несомненно, удались. Зритель видит, как меняется за эти десятилетия благодаря руководству железной и женственной, мягкой и властной, исполнительной и креативной героини наш любимый город. А исторический период-то какой взят – строительство в Москве сталинских высоток. Советские небоскрёбы – ещё одна интереснейшая тема спектакля, дорогой зритель. Что мы знаем о них и создателях этих уникальных зданий? Уверен, большинство из вас не сможет назвать ни одного из архитекторов высоток, не заглянув в интернет. Навряд ли вам что-то скажут и имена Леонида Полякова и Вячеслава Олтаржевского. Не печальтесь, друзья. Не скрою, мне многое услышанное тоже в новинку. Но нужно отдать должное автору спектакля: исторические факты не искажены. Исполнитель сразу двух ролей именитых архитекторов – Леонида Полякова и Вячеслава Олтаржевского – актёр театра и кино, а также не менее известный по своим сериальным образам Валерий Кулигин был чрезвычайно убедителен, выдавая на первый взгляд скучнейшую описательную информацию в зал так красиво и ярко, словно это было... объяснение в любви.

Я теперь точно усвоил, что гостиницу «Ленинградскую» построил Леонид Поляков, «Украину» же – целая группа архитекторов, а достраивал Вячеслав Олтаржевский. Самая загадочная фигура в архитектурном мире. Уехав на год по приказу Сталина учиться строить небоскрёбы в Нью-Йорк, он пробыл там 10 лет, организовал архитектурную фирму, а потом всё бросил и вернулся на Родину, где его ждал «горячий приём». Обошлось без высшей меры, но отсидеть в Воркуте всё-таки пришлось. Написав в 1943 году рецензию на проект Дома Советов, опубликованную затем в журнале (как ни странно, у Олтаржеского была возможность работать), был прощён и возвращён в Москву! Поговаривали, что он был разведчиком – то ли нашим, то ли американским. И даже этот факт был отражён в спектакле, причём умело и тонко – в сцене общения Фурцевой с её основной помощницей Татьяной Саватаевой (Татьяна Садовая).

Конечно же, есть в спектакле и знакомые нам персонажи. Архитектор Алексей Щусев (Алексей Колпаков) «подан» в спектакле уже на закате карьеры, обиженный и раздавленный, но непоколебимый. Французская художница Надя Леже (Елена Захарченко) – лучшая подруга Фурцевой. Именно она помогала в организации «гастролей» «Джоконды» да Винчи в Москве! Полотна, практически не покидающего стен Лувра! Не обошли стороной Людмилу Зыкину – на мой взгляд, ещё одна находка этого спектакля. В исполнении Светланы Добрыниной народная артистка получилась схожа и фактурно, и по темпераменту.

Личная жизнь Фурцевой также нашла отражение в спектакле. Как, впрочем, и её главного «оппонента» – Николая Фирюбина, замминистра иностранных дел, второго мужа. Артист Андрей Лебовски сделал, казалось бы, заурядную бытовую сцену семейных разборок одной из самых запоминающихся. Харизма пары Троян и Лебовски высекала, словно огниво, искры из глаз, любовь и ненависть.

Спектакль начинается и заканчивается нашим временем. Молоденькая девушка (Лиза Овчинникова) ведёт экскурсию и постоянно путается в фактах и цифрах. Экскурсантов это раздражает, они её покидают. Остаются на сцене только экскурсовод и коренная москвичка ( Алла Соколова): она не стала стыдить девушку, а рассказала о том времени. В конце спектакля она дарит девушке-экскурсоводу новый взгляд на любимый город.

Реми Рай

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Реми Рай

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS