Давно не было у нас спектаклей, посвящённых нашей любимой столице. И вот мы с вами, дорогой читатель, его и дождались! Независимый театр «Шанс» (г. Москва) предложил спектакль «Москва и НЕмосквичи. Екатерина Фурцева». Возможно, автору, режиссёру и одновременно руководителю театра Алле Соколовой не дают покоя лавры дядюшки Гиляя и его бессмертного произведения «Москва и москвичи»? А с другой стороны, может, просто каждому поколению нужен свой эпохальный рассказ о Москве, о её жителях – о коренных и приезжих!
Ведь, в конце-то концов, столица строилась не только руками и делами коренных жителей с их традициями, нравами, но и «гостями» столицы, которым во многом обязан наш город. А если вдаваться в конкретику, то самые первые лица города и всего нашего государства – люди-то неместные. Владимир Владимирович и Сергей Семёнович, Борис Николаевич да Михаил Сергеевич, Леонид Ильич, Никита Сергеевич, Иосиф Виссарионович, Владимир Ильич были когда-то... немосквичами! Хотя нет, дорогой читатель, лукавлю, были и москвичи – Гавриил Харитонович и Юрий Михайлович были из наших, из коренных. Вот и получается у нас с вами – «Москва и НЕмосквичи».
С названием разобрались – идём дальше. Екатерина Фурцева... На мой взгляд, это неоднозначная фигура ещё ни разу не становилась действующим лицом театральных подмостков. Не скрою, сразу вспоминается многосерийный сериал «Фурцева» с прекрасной Ириной Розановой в главной роли. Но то, что видит зритель на сцене, не идёт даже в сравнение! Актриса Юлия Троян, исполнительница одиозной фигуры политического олимпа советской эпохи, поражает не только схожестью лица, фигуры, нарядов, которые носила её героиня, но и внутренней выправкой, стержнем, достоинством и даже. «породой». Внутренний накал страстей, который переживает Фурцева – Троян, герои спектакля и, конечно же, мы с вами, зрители, на протяжении всего спектакля поражают воображение! Спектакль охватывает 30-летний период жизни героини. Мы видим Фурцеву в течение всего спектакля в совершенно разных ипостасях. Вот она и градоначальник, «хозяйка Москвы», и министр культуры, и любимая и любящая женщина, и преданная подруга, несломленный, но несчастный и одинокий человек в конце жизненного пути. И все эти грани образа Троян, несомненно, удались. Зритель видит, как меняется за эти десятилетия благодаря руководству железной и женственной, мягкой и властной, исполнительной и креативной героини наш любимый город. А исторический период-то какой взят – строительство в Москве сталинских высоток. Советские небоскрёбы – ещё одна интереснейшая тема спектакля, дорогой зритель. Что мы знаем о них и создателях этих уникальных зданий? Уверен, большинство из вас не сможет назвать ни одного из архитекторов высоток, не заглянув в интернет. Навряд ли вам что-то скажут и имена Леонида Полякова и Вячеслава Олтаржевского. Не печальтесь, друзья. Не скрою, мне многое услышанное тоже в новинку. Но нужно отдать должное автору спектакля: исторические факты не искажены. Исполнитель сразу двух ролей именитых архитекторов – Леонида Полякова и Вячеслава Олтаржевского – актёр театра и кино, а также не менее известный по своим сериальным образам Валерий Кулигин был чрезвычайно убедителен, выдавая на первый взгляд скучнейшую описательную информацию в зал так красиво и ярко, словно это было... объяснение в любви.
Я теперь точно усвоил, что гостиницу «Ленинградскую» построил Леонид Поляков, «Украину» же – целая группа архитекторов, а достраивал Вячеслав Олтаржевский. Самая загадочная фигура в архитектурном мире. Уехав на год по приказу Сталина учиться строить небоскрёбы в Нью-Йорк, он пробыл там 10 лет, организовал архитектурную фирму, а потом всё бросил и вернулся на Родину, где его ждал «горячий приём». Обошлось без высшей меры, но отсидеть в Воркуте всё-таки пришлось. Написав в 1943 году рецензию на проект Дома Советов, опубликованную затем в журнале (как ни странно, у Олтаржеского была возможность работать), был прощён и возвращён в Москву! Поговаривали, что он был разведчиком – то ли нашим, то ли американским. И даже этот факт был отражён в спектакле, причём умело и тонко – в сцене общения Фурцевой с её основной помощницей Татьяной Саватаевой (Татьяна Садовая).
Конечно же, есть в спектакле и знакомые нам персонажи. Архитектор Алексей Щусев (Алексей Колпаков) «подан» в спектакле уже на закате карьеры, обиженный и раздавленный, но непоколебимый. Французская художница Надя Леже (Елена Захарченко) – лучшая подруга Фурцевой. Именно она помогала в организации «гастролей» «Джоконды» да Винчи в Москве! Полотна, практически не покидающего стен Лувра! Не обошли стороной Людмилу Зыкину – на мой взгляд, ещё одна находка этого спектакля. В исполнении Светланы Добрыниной народная артистка получилась схожа и фактурно, и по темпераменту.
Личная жизнь Фурцевой также нашла отражение в спектакле. Как, впрочем, и её главного «оппонента» – Николая Фирюбина, замминистра иностранных дел, второго мужа. Артист Андрей Лебовски сделал, казалось бы, заурядную бытовую сцену семейных разборок одной из самых запоминающихся. Харизма пары Троян и Лебовски высекала, словно огниво, искры из глаз, любовь и ненависть.
Спектакль начинается и заканчивается нашим временем. Молоденькая девушка (Лиза Овчинникова) ведёт экскурсию и постоянно путается в фактах и цифрах. Экскурсантов это раздражает, они её покидают. Остаются на сцене только экскурсовод и коренная москвичка ( Алла Соколова): она не стала стыдить девушку, а рассказала о том времени. В конце спектакля она дарит девушке-экскурсоводу новый взгляд на любимый город.
Реми Рай