Он родился восемьдесят лет назад – выдающийся государственник, сыгравший важнейшую роль в строительстве БАМа.
О Дмитрии Филиппове страна узнала в 1974-м, на XVII съезде ВЛКСМ, когда Байкало-Амурскую магистраль объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Именно он возглавит штаб грандиозного государственного проекта, и миллионы людей впоследствии отметят этот удачный кадровый выбор.
К тому моменту молодой человек едва успел зарекомендовать себя в качестве комсомольского лидера Ленинграда – города не только музеев и завораживающей архитектуры, но и развитой индустрии и науки. Уроженец Кемеровской области, Филиппов без протекции окончил знаменитый ЛЭТИ – Ленинградский электротехнический. Работал на заводе «Позитрон» – одном из передовых в СССР. Словом, был одновременно и инженером высокого уровня, и настоящим комсомольским вожаком. Быть может, поэтому именно на него пал выбор Брежнева и Косыгина, которые сделали ставку на 29-летнего лидера, только шагнувшего в руководящую сферу. Парня из Юрги словно бросили в холодную воду. Если не утонет – несомненно, займёт серьёзное положение в политической системе страны. Все осознавали, что рано или поздно постаревшей партийной элите потребуется смена – и БАМ, о котором подробно и в триумфальной манере каждый день рассказывали по радио и телевидению, стал для его руководителей важным испытанием. Тех, кто сумеет проявить себя на магистрали настоящим управленцем, ожидала партийная карьера. Забегая вперёд, скажем, что именно так и сложится путь Дмитрия Филиппова (с 1982 года он займёт высокое положение в Ленинградском обкоме КПСС).
Организация штаба, который он возглавил, должна была снять одну из главных проблем «стройки века». Ведь БАМ возводили организации, подчинявшиеся разным ведомствам, соответственно добиться единоначалия в столь многогранном проекте было практически невозможно. Однако Филиппов сумел стать связующим звеном между комсомолом, министерствами, местными властями и партией. Поэтому его включили в расширенный президиум Совета министров СССР, он получал уроки самых опытных и мудрых отечественных управленцев, создававших индустрию великой державы. Особенно важным для руководителя бамовского штаба оказалось взаимодействие с главой правительства – Алексеем Косыгиным, которого Дмитрий Николаевич считал образцом компетентного руководителя, предпочитающего словам дела. Добавим ещё сюда первого заместителя председателя Совмина Кирилла Мазурова, непосредственно курировавшего вопросы, связанные с БАМом. Без мазуровских уроков Филиппову не удалось бы в считаные недели войти в курс дела и понять, как устроена плановая экономика, где пересекаются интересы десятков предприятий и ведомств и всё подчинено неизменной задаче – соблюдать государственную линию, работать в интересах большинства, создавая задел на будущее.
Круг задач у Филиппова сложился, казалось бы, неподъёмный для обычного восьмичасового рабочего дня. Он вместе со специально подобранной командой единомышленников лично занимался формированием комсомольских отрядов. А добровольцев, желавших трудиться на БАМе, было гораздо больше, чем требовалось, и это, как ни парадоксально прозвучит, вносило дополнительные сложности в подбор кадров. Вопросы, непосредственно связанные со строительством дороги, также входили в обязанности руководителя штаба. Как и больной вопрос для любого большого проекта – снабжение. Техникой, стройматериалами, инструментами. И ещё всем тем, что банально необходимо для жизни в суровых условиях. Филиппов не чурался будничной черновой работы. Ответственность за дело исключительной государственной важности, его непосредственное участие в руководстве им, в его организации – для этого требовался государственный талант, которым Филиппов отличался от многих хороших исполнителей, но не способных мыслить масштабно и брать на себя всю полноту ответственности. Наверное, потому ему многое удавалось.
Одновременно с дорогой строились посёлки. И не было для бамовского штаба более острого слова, чем «нехватка». В первую очередь бригады прорубали дорогу, а вот со строительством требуемой людям инфраструктуры дела – особенно на первых порах – обстояли не так победно. Поэтому поистине неоценима роль Филиппова при возведении бамовских городов, в которых рабочим и их семьям можно было сходить в кино, в магазин, в кафе или посмотреть театральный спектакль. Немало энергии было потрачено на то, чтобы тысячи бамовцев-добровольцев смогли не только трудиться, но и обустроиться вдали от крупных городов.
Филиппов возглавлял бамовский штаб в самые трудные годы строительства магистрали, поэтому его руководящее слово в то время значило немало. К БАМу относились серьёзно – и закрывать перед молодым управленцем двери важных кабинетов никто даже не пробовал. Премии, повышенные зарплаты, возможность купить дефицитный автомобиль – всем этим занимался Дмитрий Филиппов. Разумеется, не в одиночку. Но он, как никто, понимал, что к энтузиазму бамовцев нужно добавить материальную мотивацию. Люди должны знать, что, отдавая все силы стройке, они создают фундамент для собственного стабильного будущего. Как комсомольский лидер, Филиппов хорошо знал нужды и чаяния молодых строителей БАМа, в чём в первую очередь они нуждаются. А для первопроходцев магистрали было важно, что их интересы представляет по сути ровесник…
Узнав о столь раннем карьерном взлёте Филиппова, о том, что с молодых лет он окунулся в дела государственной важности, читатели могут подумать, что речь идёт о сверхчеловеке, практически роботе совершенной конструкции. А он был прежде всего энергичным, эмоциональным человеком. Всем, кто знал Дмитрия Николаевича, запомнилась его широкая улыбка. Улыбка труженика, уверенного в правоте своего дела. Его ораторский стиль не отличался выспренностью, Филиппов избегал высокопарных слов, зато вызывал доверие искренностью и логикой. Вот как рассказывал о нём его друг, экономист, академик РАН Владимир Валентинович Окрепилов: «При первой встрече сразу было ясно, что это неординарный человек. Невероятно порядочный и честный, не затронутый цинизмом. Он взрывался, если видел несправедливость и обман. Никогда не видел его грустным. Дмитрий Николаевич всегда оставался жизнерадостным – с какими бы трудностями ни приходилось бороться. Он был государственником. В том числе в 1990-е, когда такие принципы считались устаревшими. Как мы видим, опрометчиво. А Дмитрий Филиппов всегда видел Россию в числе ведущих стран мира. Разбирался в разных отраслях экономики и понимал, какие перспективы у нашей страны. А вообще – это был человек, с которым можно идти в разведку».
Пожалуй, только такой человек и мог – вместе с соратниками – столкнуть с мёртвой точки строительство магистрали, начать большое дело. Память о выдающемся государственном деятеле продолжает жить: в Москве и Петербурге на домах, где жил Дмитрий Филиппов, установлены мемориальные доски. Нет сомнений, что вскоре и на БАМе появятся мемориальные места, связанные с первым руководителем штаба магистрали. Бамовцы никогда не забывали своего вожака.