Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 февраля 2025 г.
  4. № 4 (6968) (29.01.2025)
Литература Библиосфера

Очень приятно познакомиться!

01 февраля 2025

Александр Хорт. Первая русская юмористка. Жизнь и творчество Тэффи. – М.: БСГ-Пресс, 2024.– 408 с.

Может ли сатирик или юморист написать серьёзную неюмористическую работу о своём коллеге, когда по природе своей он видит в окружающем мире только смешное и сатирическое, а если такового нет, то переворачивает этот мир вверх тормашками так, что несмешное становится смешным, несатирическое сатирическим, и мало кто замечает, что этот мир перевернут? Оказывается, такое возможно. Но для этого надо так сжиться со своим героем, так прочувствовать его, а может, даже полюбить, что герой как бы становится членом семьи, родным и близким, то есть тем человеком, о котором даже юмористы стараются думать необычным для себя образом, а если шутить, то только доброжелательно.

Недавно сатирик Александр Хорт опубликовал книгу о жизни и творчестве своей выдающейся коллеги – Надежды Александровны Лохвицкой, известной всему читающему сообществу под псевдонимом Тэффи – той Тэффи, которую современники называли женской версией Аверченко или более почётно: Чеховым в юбке. Автор признаёт, что эту книгу писал всю жизнь: прочитав в детстве небольшой сборник рассказов Тэффи «Зарево битвы», «стал собирать материалы, посвящённые Тэффи, систематизировать их. Постепенно набралось материала на книгу. Вот во что переросло безобидное детское увлечение…».

Мы, как и Хорт по своей первой профессии, экономисты, от сочинительства далеки, поэтому можем высказать лишь своё эмоциональное читательское впечатление: книга удалась! Она подкупает множеством интересных подробностей о семье Тэффи, её рассказах, стихах, фельетонах, пьесах, друзьях и коллегах, литературных встречах, переплетении судеб, быте и увлечениях. И какие же имена её окружали: Антон Чехов, Аркадий Аверченко, Николай Гумилёв, Саша Чёрный, Иван Бунин, Максимилиан Волошин, Дмитрий Мережковский, Константин Симонов и др.

Книга хороша и тем, что притягивает к себе мягким, благожелательным, уютным стилем повествования. Читаешь главу за главой на одном дыхании, и невозможно оторваться. Всё идёт на одном дыхании. Иногда изложение носит фрагментарный характер, и хотелось бы знать подробности. Но в силу классики сатирического и юмористического жанров (краткость – сестра таланта!) приходится смириться. И когда появляются дословные повторы текста, дополненного новыми обстоятельствами, это не вызывает отторжения. Огорчает одно: в книге нет иллюстраций. А так хотелось бы посмотреть на неё молодую, красивую, на её сестёр, друзей…

Бессмысленно комментировать все понравившиеся фрагменты. Не пересказывать же полкниги! Важно подчеркнуть, что Хорту удалось не только приблизить к нашему времени те исторические события, которые происходили при жизни Тэффи, он оживил саму Тэффи такими нюансами, которые на первый взгляд несущественны, но позволяют полнее понять её характер. Оказывается, у Тэффи (как и у Л. Толстого, А. Эйнштейна, К. Маркса, А. Пушкина и других талантливых людей) был отвратительный почерк. Настолько отвратительный, что Хорт на короткое время возвращается к своей любимой профессии юмориста. Цитируем: «…у неё был донельзя плохой почерк. Такой даже врачам не снился. Понять её каракули можно лишь с неимоверным трудом. Порой не разберёшь, на каком языке она пишет». Хорт, которому пришлось перелопатить рукописное наследие Тэффи, всё-таки справился с проблемой её почерка!

Сколь интересна живая Тэффи! Хорт обращает внимание, что её манера с серьёзным видом излагать абсурдные вещи – это всего лишь литературный приём. Но, используя его, Тэффи никогда не опускается до кривляния скомороха. К ней применимы слова великого Гоголя: «…много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания!» И это воистину так! Недаром галерея её почитателей простирается от Николая II до Владимира Ленина, от русских эмигрантов до представителей советской интеллигенции. Она была чуть ли не единственной, кто наряду с Константином Симоновым пытался в послевоенный период объединить антисоветский Париж и антиэмигрантскую Москву.

В ходе многолетней работы с различными архивными материалами Хорту удалось найти неопубликованный рассказ «Фельетонист. Этюд Тэффи» – вырезка из петербургской газеты «Утро». Его персонаж – исписавшийся Крап – и сегодня легко узнаваем. Это большая удача.

В заключение хотелось бы поблагодарить автора за легендарную Тэффи, чьи рассказы и сейчас актуальны, приближены к нынешнему читателю детально и деликатно. Всем друзьям советуем прочесть «Первую русскую юмористку...» для обретения жизненной устойчивости.

Владимир Маевский, Елена Михалёва, Борис Тихомиров


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS