В Москве – а ещё в Челябинске, Иркутске, Ртищеве – есть улицы Образцова. Многие считают, что они получили название в честь великого кукольника, Героя Социалистического Труда, всеобщего любимца Сергея Образцова. Ошибка! В топонимике увековечен не замечательный актёр, а его отец – академик Владимир Николаевич Образцов. Выдающийся учёный в области транспорта, который с гордостью называл себя «ртищевским железнодорожником».
Он окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Проходил практику на нескольких железных дорогах, а на третьем курсе спроектировал плотину с водосливом и водобойным колодцем для водоснабжения станции Казанка. Это был 1895 год. Первый самостоятельный проект Образцова – переустройство станции Иваново, которая стала одним из крупнейших транспортных центров в России. После этой блестящей работы его пригласили в Московское инженерное училище преподавателем по курсу железных дорог.
Однако одной теории, одного преподавания ему было мало. Владимир Николаевич никогда не избегал и практической деятельности. По его проектам построены станции и узлы в Никитовке, Вязьме, Вологде, Запорожье, Нижнем Новгороде, Сызрани, Рязани, Саратове, Москве, Магнитогорске, Баку, Свердловске, Ташкенте... Да, здесь можно поставить только многоточие. Долгое время львиную долю времени учёного занимали далёкие экспедиции. Образцов руководил изысканиями железнодорожной линии Усть-Сысольск – Ухта, активно участвовал в разработке проектов Северо-Печорской железнодорожной магистрали. В этой трудной работе он проявил себя как настоящий лидер – мягкий и мудрый. Его понимали с полуслова. Кроме проектирования дорог, узлов и станций приходилось заниматься организацией сортировочных работ и вопросами взаимодействия служб железной дороги с другими видами транспорта. В стране появлялись индустриальные районы, перенасыщенные промышленностью. Там применение образцовских технологий оказалось спасительным, они позволяли упорядочить трудовые процессы, сэкономить время.
Народный артист СССР Сергей Владимирович Образцов, находясь в зените славы, вспоминал: «Мой отец – инженер, в дальнейшем – академик, создатель целой школы инженеров. Он умел смотреть далеко вперёд и видеть жизнь страны в большой перспективе, но он никогда не говорил о науке «высоким стилем», никогда не переходил на пафос и не педалировал своих чувств». Да, как и сын, Владимир Николаевич умел рассказывать просто о самом сложном – и именно поэтому считался замечательным профессором, любимцем студенчества. Вдобавок академик Образцов не был семейным диктатором. Его сын не продолжил династию, но творил, был новатором в своей среде – и отец гордился им. «Наши профессии были совсем разные. Кажется, что может быть общего между инженером-транспортником и работником театра, да ещё театра кукол? А в то же время влияние отца на мою работу было очень большим и глубоким. Интересуясь моей работой, он смотрел каждую мою новую роль в театре, каждый новый номер с куклами, каждый поставленный мною спектакль. И его простые, честные суждения часто были важнее для меня, чем суд профессионалов», – вспоминал Сергей Образцов.
Главные научные труды Образцова-отца посвящены железным дорогам, их истории, их близкому и далёкому будущему. Он понимал, что со временем роль транспортных артерий станет только расти, и предлагал решения, учитывая неизбежные перемены, течение прогресса. Как и сын, которого знал весь Советский Союз, Образцов был человеком одержимым. Не представлял себе дня без работы, отпуска без трудов. Его жизнь – ученики, задумки, командировки, порой больше напоминавшие опасные путешествия из романов. Для Владимира Николаевича академическим кабинетом являлась вся страна.
Он был убеждён, что занимается самым важным делом на свете. А без такой веры одержимости не бывает. Железную дорогу он знал и любил. И верил, что именно стальные трассы помогут России стать передовой страной. Ведь только после строительства железных дорог расцветает промышленность, образование, люди получают возможность оторваться от родного очага, чтобы учиться и работать там, где их ум и руки больше нужны.
СЕМЁН ФРИДЛЯНД / РИА НОВОСТИ
С портретов на нас смотрит седой бородач с проницательными глазами и всё понимающей улыбкой, которая часто освещала его лицо. Неравнодушие в жизни – вот черта, сделавшая его учёным, искателем новых технологических свершений. По его проектам создавались крупные многопрофильные железнодорожные узлы, ставшие удачным решением многих транспортных проблем.
В России, в СССР многие его исследования становились, без преувеличения, революционными. Перед войной, в конце 1940 года, он опубликовал статью «Работа станций в военных условиях». Она оказалась удивительно актуальной.
В годы Великой Отечественной пожилой академик получил две Сталинские премии: за пионерные разработки – «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны» и за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники, в основном посвящённые железным дорогам. Денежное содержание награды – до копейки – он отдал фронту. На свои собственные сбережения Владимир Николаевич приобрёл самолёт ЯК-1, назвал его «Ртищевский железнодорожник» и передал боевую машину Герою Советского Союза Александру Лавренову. На этом самолёте уничтожено 11 асов Геринга. А всего Александр сбил 29 фашистских самолётов и погиб в небе над Крымом 25 марта 1944 года.
Почему «ртищевский»? Дело в том, что москвич (хотя и не урождённый) Образцов отдавал все силы реконструкции и расширению Ртищевского железнодорожного узла. Этой работой он гордился: во Ртищеве удалось применить сразу несколько его экспериментальных разработок, узел стал важнейшей связующей системой между фронтом и тылом. Здесь формировались эшелоны, загружались составы с боеприпасами и вооружением. Очередной почётной регалией для учёного стало персональное звание – генерал-директор движения 1-го ранга.
Много лет имя академика по праву носил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. А бывшая Бахметьевская улица в Москве, где долгое время жила семья Образцовых, и ныне носит имя железнодорожного академика. Современную Москву невозможно представить себе без этой фамилии. Улица Образцова по-прежнему ведёт к просвещению, к внедрению новых технологий при строительстве железных дорог. В конечном итоге – к прогрессу. Не случайно там с давних пор прописан Российский университет транспорта (МИИТ), в котором развиваются образцовские традиции.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»