Дважды в неделю в утренний прайм-тайм на канале «Россия-1» слышатся задорные позывные передачи «Сто к одному» и на экране появляется добродушное, улыбчивое лицо её ведущего, который приглашает зрителей продрать глаза и поучаствовать в весёлой игре-викторине. Субботнее и воскресное утра для работающего человека – время святое, и тревожить покой трудоголика понапрасну не стоит. Однако некоторые любители поспать с вечера заводят будильник, чтобы проснуться в 10.10. И вот уже почти
25 лет подряд!
Если перечислить только названия телевизионных проектов, к созданию и проведению которых приложил руку Александр Гуревич, то на этом, пожалуй, пришлось бы поставить точку. Детские, развлекательные, познавательные, музыкальные и иные программы с завидным постоянством вовлекали его в свою орбиту. Какова его специализация? Ведущий? Шоумен? Тележурналист? Режиссёр? Продюсер? Все эти определения справедливы, но не исчерпывают многообразия способностей бывшего кавээнщика. Он соответствует разным ипостасям, но они не показывают широкого диапазона его возможностей. Пожалуй, наша рубрика – «Телеперсона» – наиболее адекватно определяет статус Гуревича в российском телемедийном пространстве.
Первый раз регулярный эфир принял Александра в передаче «Устами младенца». Приглашённые ребятки объясняли взрослые термины и проблемы. Кто работал с детьми, подтвердит: видимая лёгкость этого процесса обманчива. Но Гуревичу раз за разом удавалось расположить к себе маленьких мудрецов, раззадорить их, разбудить лексикографический дар. Причём делалось это игриво и грациозно, если учесть телосложение ведущего.
Последнее время много энергии он уделял программе «Удивительные люди» (адаптация западного шоу «The Brain»). Такого рода проектов сейчас реализуется немало, как немало среди нас всевозможных умников и уникумов. К сожалению, демонстрация сверхчеловеческих умений зачастую подаётся шаблонно, без особой выдумки. Гуревич постарался найти для этой передачи свой авторский стиль, но получилось как-то не очень. Собранные в одном месте обладатели феноменальных способностей, прошли как тени…
Другое дело – его любимое детище. Говоря откровенно, к идее передачи «Сто к одному» поначалу я отнёсся насторожённо. Редакторы предварительно задают случайным людям на улице достаточно заурядные бытовые вопросы. Потом ответы суммируются. Участники в студии должны по возможности угадать эти варианты. Казалось бы, суть проекта должна вести к унификации мнений, банальности, расхожести представлений.
Однако с течением времени пришлось своё отношение изменить. Дело в том, что программа, руководителем и ведущим которой стал Гуревич, оказалась своеобразным срезом, выражением отношения наших современников к актуальным проблемам жизни. Лёгкая, необязательная форма ответов провоцирует людей на откровенность, и зачастую результаты опросов поражают своей прямотой. В наши дни, когда официальные социологические опросы превратились в инструмент давления на общественное мнение, стали манипуляцией им, несерьёзная передача превратилась в своего рода vox populi – никем не ангажированный глас народа.
Интерпретация человеческих представлений и комментарии к мнению большинства, которые предлагает ведущий, привлекают своей мягкой, ненавязчивой манерой. Его точка зрения всегда на стороне тех опрошенных, отчасти довольных, отчасти – замордованных жизнью соотечественников. Доверие усиливается тем, что ведущий не стремится прослыть человеком семи пядей во лбу, он откровенно признаётся, если чего-то не знает или недопонимает. Москвич далёк от нужд деревенской жизни, чего и не скрывает. Хотя в одном из выпусков он довольно толково высказался о структуре дерева (пояснил, что такое – комель), но потом с облегчением выдохнул: «Слава богу, возвращаемся в столицу».
Держать язык за зубами никому не вредит. В том числе и телеведущему. Недавно он, перечисляя знаменитые крепости, высказался в том смысле, что Измаил, так же, как и Бастилию, смели с лица земли. Вот так притча: где тогда я был на экскурсии лет пять назад, на графских развалинах? Хорошо, что такие смелые заявления делаются им редко.
Гуревич говорит о вопросах, которые задавались на улицах Москвы. А ведь интересно было бы знать, каково мнение жителей других городов, посёлков, сёл. От этого представление о суждениях россиян стало бы стереоскопичнее. В передаче нередко участвуют гости столицы; справедливее и опросы хоть иногда проводить за МКАДом. Тогда и социология станет более демократичной.
Напоследок выскажусь на свою больную тему: проблема картинки. Как ни симпатичны лица приглашённых, смотреть на них в течение всего эфира утомительно. Если результаты опросов заранее известны, стоило бы хоть иногда иллюстрировать их соответствующим видеорядом. И ещё: в случае затруднения Гуревич порой обращается к зрителям в студии. В смысле интерактивности делать это стоит почаще.
В отношении к игрокам ведущий соблюдает объективность. Но иногда вдруг оттенок симпатии или антипатии, вероятно, сформировавшихся до эфира, всё же выражается в тех прозрачных или завуалированных подсказках, которые он делает своим гостям. Но и в этом нет большой беды: всё работает на имидж Гуревича, состоящий в том, что он – человек, и ничто человеческое ему не чуждо.
Чувство монотонности возникает под занавес передачи: ведущий произносит дежурные слова благодарности, мол, было интересно, замечательная игра и всё такое. Но когда это говорится на автомате, создаётся эффект дурной бесконечности и раздражает: все прекрасно понимают, что порой игроки были не на высоте, а то и вовсе выглядели глупо. Но если суперприз (50 тысяч) не выигран, в воздухе повисает вопрос: какой смысл в начальном наборе очков, во что они воплощаются? Словом, тут есть ещё над чем подумать.
Судя по тому, что с недавних пор канал стал транслировать шоу дважды в неделю, рейтинга ему не занимать, а значит, и горизонты могут расширяться. В будущем году «Сто к одному» отметит четвертьвековой юбилей. К результату игроков будет прибавляться 25 баллов. А может, нас ожидают ещё какие-то сюрпризы? Бессменный ведущий и руководитель программы использует накопленный опыт и новые открывающиеся возможности.