Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2019 г.
  4. № 49 (6716) (04.12.2019)
Телеведение

Один к двадцати пяти

О телеведущем, продюсере и режиссёре Александре Гуревиче

04 декабря 2019
С 1992 года в эфире телеведущий Александр Гуревич

Дважды в неделю в утренний прайм-тайм на канале «Россия-1» слышатся задорные позывные передачи «Сто к одному» и на экране появляется добродушное, улыбчивое лицо её ведущего, который приглашает зрителей продрать глаза и поучаствовать в весёлой игре-викторине. Субботнее и воскресное утра для работающего человека – время святое, и тревожить покой трудоголика понапрасну не стоит. Однако некоторые любители поспать с вечера заводят будильник, чтобы проснуться в 10.10. И вот уже почти 25 лет подряд! 

Если перечислить только названия телевизионных проектов, к созданию и проведению которых приложил руку Александр Гуревич, то на этом, пожалуй, пришлось бы поставить точку. Детские, развлекательные, познавательные, музыкальные и иные программы с завидным постоянством вовлекали его в свою орбиту. Какова его специализация? Ведущий? Шоумен? Тележурналист? Режиссёр? Продюсер? Все эти определения справедливы, но не исчерпывают многообразия способностей бывшего кавээнщика. Он соответствует разным ипостасям, но они не показывают широкого диапазона его возможностей. Пожалуй, наша рубрика – «Телеперсона» – наиболее адекватно определяет статус Гуревича в российском телемедийном пространстве.

Первый раз регулярный эфир принял Александра в передаче «Устами младенца». Приглашённые ребятки объясняли взрослые термины и проблемы. Кто работал с детьми, подтвердит: видимая лёгкость этого процесса обманчива. Но Гуревичу раз за разом удавалось расположить к себе маленьких мудрецов, раззадорить их, разбудить лексикографический дар. Причём делалось это игриво и грациозно, если учесть телосложение ведущего.

Последнее время много энергии он уделял программе «Удивительные люди» (адаптация западного шоу «The Brain»). Такого рода проектов сейчас реализуется немало, как немало среди нас всевозможных умников и уникумов. К сожалению, демонстрация сверхчеловеческих умений зачастую подаётся шаблонно, без особой выдумки. Гуревич постарался найти для этой передачи свой авторский стиль, но получилось как-то не очень. Собранные в одном месте обладатели феноменальных способностей, прошли как тени…

Другое дело – его любимое детище. Говоря откровенно, к идее передачи «Сто к одному» поначалу я отнёсся насторожённо. Редакторы предварительно задают случайным людям на улице достаточно заурядные бытовые вопросы. Потом ответы суммируются. Участники в студии должны по возможности угадать эти варианты. Казалось бы, суть проекта должна вести к унификации мнений, банальности, расхожести представлений.

Однако с течением времени пришлось своё отношение изменить. Дело в том, что программа, руководителем и ведущим которой стал Гуревич, оказалась своеобразным срезом, выражением отношения наших современников к актуальным проблемам жизни. Лёгкая, необязательная форма ответов провоцирует людей на откровенность, и зачастую результаты опросов поражают своей прямотой. В наши дни, когда официальные социологические опросы превратились в инструмент давления на общественное мнение, стали манипуляцией им, несерьёзная передача превратилась в своего рода vox populi – никем не ангажированный глас народа.

Интерпретация человеческих представлений и комментарии к мнению большинства, которые предлагает ведущий, привлекают своей мягкой, ненавязчивой манерой. Его точка зрения всегда на стороне тех опрошенных, отчасти довольных, отчасти – замордованных жизнью соотечественников. Доверие усиливается тем, что ведущий не стремится прослыть человеком семи пядей во лбу, он откровенно признаётся, если чего-то не знает или недопонимает. Москвич далёк от нужд деревенской жизни, чего и не скрывает. Хотя в одном из выпусков он довольно толково высказался о структуре дерева (пояснил, что такое – комель), но потом с облегчением выдохнул: «Слава богу, возвращаемся в столицу».

Держать язык за зубами никому не вредит. В том числе и телеведущему. Недавно он, перечисляя знаменитые крепости, высказался в том смысле, что Измаил, так же, как и Бастилию, смели с лица земли. Вот так притча: где тогда я был на экскурсии лет пять назад, на графских развалинах? Хорошо, что такие смелые заявления делаются им редко.

Гуревич говорит о вопросах, которые задавались на улицах Москвы. А ведь интересно было бы знать, каково мнение жителей других городов, посёлков, сёл. От этого представление о суждениях россиян стало бы стереоскопичнее. В передаче нередко участвуют гости столицы; справедливее и опросы хоть иногда проводить за МКАДом. Тогда и социология станет более демократичной.

Напоследок выскажусь на свою больную тему: проблема картинки. Как ни симпатичны лица приглашённых, смотреть на них в течение всего эфира утомительно. Если результаты опросов заранее известны, стоило бы хоть иногда иллюстрировать их соответствующим видеорядом. И ещё: в случае затруднения Гуревич порой обращается к зрителям в студии. В смысле интерактивности делать это стоит почаще.

В отношении к игрокам ведущий соблюдает объективность. Но иногда вдруг оттенок симпатии или антипатии, вероятно, сформировавшихся до эфира, всё же выражается в тех прозрачных или завуалированных подсказках, которые он делает своим гостям. Но и в этом нет большой беды: всё работает на имидж Гуревича, состоящий в том, что он – человек, и ничто человеческое ему не чуждо.

Чувство монотонности возникает под занавес передачи: ведущий произносит дежурные слова благодарности, мол, было интересно, замечательная игра и всё такое. Но когда это говорится на автомате, создаётся эффект дурной бесконечности и раздражает: все прекрасно понимают, что порой игроки были не на высоте, а то и вовсе выглядели глупо. Но если суперприз (50 тысяч) не выигран, в воздухе повисает вопрос: какой смысл в начальном наборе очков, во что они воплощаются? Словом, тут есть ещё над чем подумать.

Судя по тому, что с недавних пор канал стал транслировать шоу дважды в неделю, рейтинга ему не занимать, а значит, и горизонты могут расширяться. В будущем году «Сто к одному» отметит четвертьвековой юбилей. К результату игроков будет прибавляться 25 баллов. А может, нас ожидают ещё какие-то сюрпризы? Бессменный ведущий и руководитель программы использует накопленный опыт и новые открывающиеся возможности.

 

Тэги: Россия Телевидение Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS