Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Одинокий стражник

01 января 2007

ПОЭЗИЯ

По-разному складываются творческие судьбы. Вот Юрий  Панкратов. Яркое начало с одновременной мощной нахлобучкой за дерзкую поэму «Страна Керосиния» – 1955 (!) г. – и резкий разрыв с молодыми коллегами (Евтушенко, Ахмадулина), уход от всего «тусовочного» в замкнутость собственной лаборатории слова (ибо не писать он не может). Наверняка многое скажут имена двух поэтов, высоко ценивших его стихи: это Борис Пастернак и Юрий Кузнецов. «Цветок и Вселенная – таков диапазон его поэтического видения. Его маленькое стихотворение «Пастух» выдерживает сравнение с античной классикой. Слово он чувствует на вкус, на звук, на запах, он как бы осязает слово» (Ю. Кузнецов).
Мне посчастливилось неоднократно общаться с этим замкнутым и неприветливым с виду человеком (не след ли детдомовского детства?). Он кажется одиноким пастырем стада слов; его стихи властно забирают в свой мир яркой образности и редкостной эрудиции (грандиозная библиотека под стать его любознательности).
Вот раскрываю книгу «В созвездии Девы» (2005, тираж 150 (!) экз). В ней то чарует размеренный ритм греческого мифа («Благодарность Дедалу») с великолепной звукописью: «…в медовыХ садаХ, как во мХаХ» (это с высоты их полёта); то восхитит, что у синицы «Зорко Зыркали Зеркальца крыл»; то язвит убийственная ирония в адрес шустрых коллег («Смотрю на них…»); то звучит высокая одическая нота  Святогорья. И много, много берущего за душу в трёх книжках с мизерным тиражом, изданных за свой счёт в последние годы. Вот и хочется поделиться с читателями «ЛГ» своим давним обретением и заодно пожелать Юрию Ивановичу поправки пошатнувшегося здоровья.

Лев НЕЦВЕТАЕВ,
художник

Юрий ПАНКРАТОВ

* * *
Нет, под знаком железного стяга
Не сомлели мы в маетной мгле.
И крепка в нас крестьянская тяга,
неизбывная нежность к земле.

Вот старик на садовом участке,
где с трудом повернуться троим,
но с каким постоянным участьем
зелень грядок ухожена им.

Начинает он утро поклоном
влажной почве. Беседой живой
с благосклонным к нему небосклоном,
с важной, за ночь подросшей ботвой.

Жизни старому самая малость,
но бодрится, земличку гребёт.
Что ж ещё ему в мире осталось?
Внуки. Родина. Да огород.
Ветви яблонек к солнцу всё ближе,
что мерцает в зелёной дали.
Дед прощально Вселенною движет,
а его пригибает всё ниже
неотступная тяжесть Земли.

* * *
Кому теперь внимать? Идти за кем?
Там бомж лежит, а здесь ползёт калека…
Мой стих – что ключ, обломанный в замке
на свалке отработанного века.

Другой запор сегодня врезан в дверь,
иные страсти буйствуют в квартире,
где изнутри скребёт филёнку зверь
стяжания в закатном этом мире.

Но, очерствев, душа ещё жива –
ни пошлостью, ни спесью не убита.
И губы вспомнить пробуют слова
о бытия главенстве, а не быта…

Времена
Река времён влачит свой бег
в туман Европы, в смог Америк.
И не понять – который век,
где правый склон, где левый берег.

Что впереди? Сыра–заря
вечерняя? Вещун рассвета?
О, Русь! О, горькая земля,
не домолившаяся света…

Отчизна… сумасшедший дом…
То вдруг возникнет из тумана
доисторический фантом,
скребущий вязкий ил лимана,

а вслед – завёрнутый в хитон,
с плечом, по моде оголённым,
меланхолический Харон
с его паромом похоронным.

То чиркнет спичкою костёр
средь ночи каторжного ржанья.
Быстр и остёр, скользнёт осётр
луне подводной в подражанье.

Как в оны дни, во мгле времён
в пространствах брошенных пируют
круги финансовых ворон.
Не в бога веруют – воруют…

Из пустоты духовных вырубок
к народу кто придёт с ответом?
Царь, реформатор или выродок?
…Темней всего перед рассветом.

ПЛОЩАДЬ ПУШКИНА
Над Москвой отголубело
небо. Сумрак град объемлет.
Меркнет день. И голубь белый
на плече поэта дремлет.

Вспышки блицев острооко
возвращают площадь в полтемь.
Не бывает одиноко
здесь ни в полночь и ни в полдень.

В синь живой листвы присяду,
с верной думой помолчу –
точно тайную присягу
другу сердца прошепчу…

Вскинув очи, мудрый Пушкин,
что ты видишь впереди?
Между звёзд бредущий путник,
что нам брезжит на пути?

От неверного и злого
охрани наш грешный род,
верный гений, силой слова
осеняющий народ…

Вечер. Каменная вещность
града. Уличное вече.
А в прожекторном луче –
светлый голубь, будто вечность,
спит на пушкинском плече… 

ИМ СНИТСЯ РУСЬ…
Им снится Русь в берёзовом гробу,
повязанная ситцевым платочком…
Вот так – бумажным крашеным цветочком
они почтили смирную рабу.
 
Мерещится: взвалив себе на горб,
нетрезво спотыкаясь в день Успенья,
влачат бомжи угрюмый красный гроб
в места последнего упокоенья.

С набором цифр на измождённом лбу,
когда-то молодая и влюблённая,
им видится покойница в гробу,
заклятая, проклятьем заклеймённая.

Мнят: место ей под земляным бугром,
с крестом Христа, распавшимся убого…
Но дрогнет твердь.
Вздохнёт вселенский гром –
и мир узреет гневный образ Бога.

Под вопль: «Спасайтесь!», топот: «Караул!»
средь криков и отчаянных метаний
мир выставит армейский караул
к надгробью их бессмысленных мечтаний.

Сойдёт звезда и неба свод закроет.
Разбудит сердце молния-гроза.
И Русь, очнувшись, медленно откроет
прекрасные усталые глаза.

Тэги: Поэзия
Обсудить в группе Telegram

Юрий Панкратов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS