Виктор Кирюшин
Климент (Капалин), митрополит Возлюбих благолепие дому Твоего… – Калужская епархия Русской православной церкви, 2024. – 208 с.: ил.
Жизнь каждого человека – готовая канва романа. Сколько удивительных ситуаций, знаменательных встреч, удач, оборачивающихся поражениями, и поражений, делающих нас сильнее! И всё промыслительно, если прислушиваться к собственной душе и верить Творцу. Об этом я думал, погружаясь в книгу председателя Издательского совета Русской православной церкви митрополита Калужского и Боровского Климента «Возлюбих благолепие дому Твоего…».
Самые тёплые страницы посвятил владыка описанию своего детства, родителям, отчему дому. Семья Капалиных была верующей, никогда этого не скрывала, что в то время требовало определённого мужества. Ладно от взрослых, а каково детям было выслушивать насмешки от сверстников и проработки учителей в связи с их хождением в храм, ношением крестика. К тому же детство автора выпало как раз на времена правления Хрущёва, развязавшего оголтелую атеистическую кампанию с закрытием церквей и шельмованием верующих и церковнослужителей. Вот как об этом вспоминает автор. «Директор школы неоднократно вызывал маму и убеждал её, что нельзя водить детей в храм. Местные власти угрожали моим родителям, что заберут нас в детдом, если мы будем поститься и ходить в церковь. Представители уличного комитета несколько раз приходили и проверяли, как мы живём, нормально ли питаемся. Но Господь меня и нашу семью не оставлял».
Всё-таки далеко не все вокруг были рьяными атеистами. С благодарностью вспоминает владыка учителя истории и своего классного руководителя Дмитрия Михайловича Богородского. По возможности он старался защищать братьев Капалиных от нападок: «Учатся хорошо, по поведению замечаний нет. Какие к ним могут быть претензии? Мы должны показывать, что у нас свобода». Своеобразная эта демагогия нередко срабатывала.
Между тем деревянный Троицкий храм в подмосковном посёлке Удельная для Геры Капалина стал вторым домом. Да и в семье его называли «наш», по воскресеньям на службу ходили туда все вместе.
Всё от семьи – убеждён сегодня Владыка Климент. «Если бы не поддержка мамы и пример старших братьев, все нападки пережить было бы трудно. Мама нас всегда наставляла: «От Бога не отрекайся. Смотри, как святые поступали, когда их мучили, и они получили венец». Глядя на неё, я усвоил, что жить по вере – это счастье».
Примеры такой жизни черпались не только из книг. С семи лет Герман Капалин стал бывать в Троице-Сергиевой лавре, а с двенадцати регулярно ездил туда уже самостоятельно. С благодарностью и глубочайшим уважением вспоминает Владыка насельников лавры того времени: схиархимандрита Серафима (Шинкарёва), архимандритов Петра (Семёновых), Феодорита (Воробьёва), Тихона (Агрикова), олицетворявших собой личное смирение, безропотность и любовь к ближнему.
Так постепенно складывался характер, где в основе Вера и Верность. Сегодня с высоты прожитых лет, многое испытав, повидав и осмыслив, владыка Климент утверждает: «Не коллективизация была главной проблемой России, не национализация имущества, которая произошла после революции, а что народ лишили веры, потому что без веры построить нормальную жизнь страны, села, семьи невозможно. У народа отобрали веру, значит, отобрали и самое главное в жизни – её смысл».
В выборе жизненного пути юный Герман Капалин не сомневался: сначала семинария, затем духовная академия.
Необычайно интересны в книге страницы, посвящённые служению владыки Климента в качестве управляющего приходами в Канаде и временно в США. Первой трудностью было незнание английского языка. Пришлось интенсивно учиться. Через полгода уже мог объясняться и читать по-английски, а через год начал произносить проповеди и вести беседы без переводчика. Но главный урок всё-таки был не в этом. «Америка мне помогла усвоить, – пишет владыка, – что надо уметь понимать других, даже тех, кто имеет иное мышление и иные взгляды на жизнь». Но и вывод, как результат долгого общения и наблюдения: «Не та глубина веры. В России вера была выстраданная, её отстояли и сохранили, она была в глубине сердца человека. А там слова «I am Orthodox» воспринимались как заявление о принадлежности к культурной традиции».
Кстати, изучение деятельности Русской православной церкви на Аляске со временем стало темой сначала кандидатской, а затем и докторской диссертации владыки Климента.
А впереди были бурные девяностые годы. После возвращения из США, владыка стал архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Вот где пригодился опыт служения за границей! Огромных усилий потребовало и возрождение православия на калужской земле. «Вообще в то время руководство области не проявляло заинтересованности в возрождении церкви, – вспоминает владыка. – Калужскую область, в силу особой «научности» считали вполне атеистической – родина Циолковского, крупный наукоград Обнинск, много вузов, много интеллигенции, которая считала, что образование и Бог будто бы несовместимы; в духовном плане здесь была настоящая пустыня. Такие города, как Обнинск, Кондрово, Балабаново, Жиздра, Жуков, Юхнов, Мосальск, Воротынск, и целые районы – Думиничский, Хвастовичский, Жиздренский, Куйбышевский, Барятинский, Мосальский, Юхновский, Износковский, Тарусский, Ферзиковский – до 1988 года не имели ни одного храма». Понадобились годы неустанного труда, чтобы ситуацию в корне изменить.

В то же время не могу не отметить трезвый, мужественный взгляд владыки на современность.
«Сейчас условия для верующих благоприятные, а вера у людей не такая крепкая. Для принятия священного сана сегодня не приходится преодолевать барьеры, которые раньше создавала власть, терпеть насмешки общества, необходимы вера и желание бескорыстно служить церкви. В наши дни не у всех священников есть такая стойкость, многие не понимают сущность Православия. Дух времени глубоко проник в среду и священнослужителей, и мирян, происходит обмирщение Церкви. Вот об этом жалею. Нет рядом сильных духом людей».
Одна из глав книги целиком посвящена воспоминаниям о совместной работе с патриархом Алексием II.
«Чем далее, тем отчётливее понимаю, с каким большим человеком Господь судил находиться рядом на протяжении многих лет. Для меня это время стало большим счастьем. Тесное общение с Его Святейшеством явилось школой, открывшей новые аспекты церковной жизни, пастырского служения и любви к людям».
Последние шестнадцать лет владыка Климент возглавляет Издательский совет Русской православной церкви. До него орган этот, призванный координировать всю церковную издательскую сферу, существовал лишь номинально. Понадобились существенные реформы, связанные как со структурой Совета, так и со сферой его деятельности. К работе Совета были привлечены писатели, появилась Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Международный детско-юношеский литературный конкурс имени И.С. Шмелёва «Лето Господне», ежегодный Открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу». Издательский совет реализует целый ряд программ по популяризации чтения, особенно Евангелия, духовной и классической литературы. Одним из главных инструментов в этом направлении стала ежегодная просветительская программа «День православной книги». Также ежегодно в разных городах России проводится выставка-форум «Радость слова». Нельзя не упомянуть и поездки сотрудников Совета совместно с писателями к воинам СВО. И всё это только часть той огромной работы, которую проводит сегодня Совет под руководством владыки Климента.
Сам он считает: «Духовная основа русской словесности происходит из христианского понимания человеком жизни, отношений друг с другом и, главное, с Богом. Нам важно сегодня в нашу жизнь вернуть культуру семейного чтения. Оно соединяет людей между собой, объединяет людей разных поколений, разного образования».
В книге немало подобных мыслей – выношенных, выстраданных, проверенных практикой и опытом. Уверен, труд митрополита Калужского и Боровского Климента «Возлюбих благолепие дому Твоего…» окажется интересен и полезен самым разным категориям читателей.