Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 ноября 2019 г.
  4. № 46 (6713) (13.11.2019)
Литература

Охватить, сопрячь, примирить

Памяти Льва Аннинского

13 ноября 2019

На 86-м году скончался Лев Александрович Аннинский – один из самых авторитетных наших критиков, явление в отечественной культуре значительное, яркое и совершенно уникальное. В этом нет преувеличения: достаточно вспомнить сделанное Аннинским за шесть с лишним десятилетий.

Поражает, конечно, объем написанного им – более двух десятков книг, около шести тысяч статей – точные цифры назвать невозможно, потому что невозможно было угнаться за Аннинским, отследить все его публикации.

При этом – разнообразие областей культуры, о которых писал Аннинский: литература и кинематограф, театр и фотография, живопись и межнациональные взаимодействия… Плюс географический охват – не только Россия, но и бывшие советские республики, дальнее зарубежье. При этом же – глубина проникновения в материал, блеск анализа и острота интуиции, чувство свободы в совершенно разных стихиях, за которыми, кстати, невидимая миру кропотливая черновая работа. Например, в списке фильмов, которые пришлось посмотреть автору в процессе работы над книгой «Лев Толстой и кинематограф», более ста названий. А это, между прочим, не книжки полистать, а – ехать в Белые Столбы и сидеть много часов в темном зале Госфильмофонда. Нет, пушкинские слова «мы ленивы и нелюбопытны» – о ком угодно, только не о нем…

За те полвека, что миновали с первой публикации критика в университетской многотиражке (это была рецензия на знаменитый роман В.Дудинцева «Не хлебом единым»), многое произошло в нашей жизни: «оттепель» и «застой», «перестройка» и крах СССР, постперестроечный лихой раздрай и горькое похмелье… Когда привычный жизненный уклад рушится, почва плывет под ногами, ориентиры путаются – как тут не растеряться, не впасть в отчаяние, не опустить руки?.. Что со многими и случилось. Но не с Аннинским. Нет, он не оставался холодно-равнодушным к потрясениям (например, не скрывал своей боли, когда рухнула великая держава), но всегда сохранял внутреннее спокойствие, достоинство и способность делать свое дело – трезво анализировать ситуацию. Как ему это удалось?

В сочинениях Л.А. нельзя не почувствовать некий внутренний волевой и духовный личностный стержень, трезвость, безыллюзорность взгляда на природу человека, на наше прошлое и настоящее. Но здесь в зависимости от склада личности – возможны разные, порой противоположные варианты, и мы их знаем. Что у Аннинского? «Тайная свобода», удивительная мобильность, легкость, артистичность, нередко исповедальность манеры разговора о тех или иных произведениях литературы, искусства. Они для критика – поводы для размышлений, симптомы, проявления нашей общей духовной ситуации, которая ему, в конечном счете, по-настоящему интересна и важна.

Лев Александрович был писателем и человеком свободным и независимым в поведении и суждениях. Независимым от партий и общественных настроений – господствующих и оппозиционных, правых и левых. За что ему не раз доставалось с обеих сторон. Но он был готов идти на контакт (кстати, одна из его книг называется «Контакты») с теми и другими, если есть хоть малейший шанс увидеть проблеск истины. И это, слава Богу, многие теперь понимают. В нашем разобщенном обществе, в литературном мире, где раскол проявляется с особой наглядностью, такие фигуры как Аннинский, стремящиеся, по его словам, «охватить, сопрячь, примирить», сегодня, впрочем, как и всегда, насущно необходимы. За ними – будущее.

Главным своим сочинением Лев Александрович считал тринадцатитомное «Родословие», адресованное своим дочерям и внукам и не предназначенное для печати . Жизнеописанием старших членов своей семьи, восстановлением и сохранением памяти о них Аннинский начал заниматься задолго до того, как это стало массовым поветрием.

Вечная Вам память, Лев Александрович…


«ЛГ», где Л.А. Аннинскому довелось работать в конце пятидесятых годов прошлого века и автором которой он оставался до конца своих дней, выражает искренние соболезнования его близким.



Прямая речь

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

– Это большая потеря для всего литературного сообщества. Лев Александрович был признанным критиком и учёным, который знал литературный процесс во всём его многообразии. Мне близко его мнение о том, что только рукописи позволяют по-настоящему прочувствовать слово. «Зачарованный литературой», он всегда видел самое важное в книге и передавал нам своё мироощущение.

Тэги: Память Эпоха Эпитафия Критика Лев Аннинский
Обсудить в группе Telegram

Александр Неверов

Критик, журналист. Публиковался в журналах &laq... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS