В Сети появился фильм об Эдуарде Успенском – художественно-документальная лента «Это Эдик. Сказка о подаренном и украденном детстве» – не первый документальный проект автора сценария Романа Супера и режиссёра Ивана Проскурякова, но первый, посвящённый писателю. И не простому писателю, а детскому – создателю сказок Эдуарду Николаевичу Успенскому.
Участвуют в фильме люди, хорошо знавшие писателя (от Юрия Энтина и Григория Остера до Валентина Юмашева и финского биографа Эдуарда Николаевича Ханну Мякеля), и ещё кукла писателя, говорящая его голосом и меняющаяся со временем, как портрет Дориана Грея. Задействована богатейшая фото- и видеогалерея из архива Успенского и много других источников. С их помощью воссоздан образ человека с самого его рождения в 1937 году и до кончины в 2018-м. Каким же предстаёт выдающийся сказочник в этом пристрастном повествовании?
В пересказе мы не сильно сгустим и смешаем краски. Итак, Успенского так изувечила советская власть, что, родившись в семье партийного работника, мальчик никого не любил (его тоже никто не любил и кормили впроголодь). Особенно он не любил детей, и именно поэтому, наверное, он стал успешным детским писателем. Тоталитарная власть, которую писатель ненавидел, не любила его до такой степени, что, получив высшее образование в престижном МАИ, Эдик стал звездой тамошней самодеятельности. А проработав инженером несколько лет, ухитрился безнаказанно переквалифицироваться в успешного писателя-сатирика – написанные им совместно с Феликсом Камовым юморески исполняли ведущие эстрадные артисты СССР. Довольно скоро он преобразился в крайне успешного детского писателя, много работал на радио и телевидении («Радионяня», «АБВГДейка»). Кровавый режим довёл писателя до того, что он стал художественным руководителем в творческом объединении «Экран» и вывел множество талантливых мультипликаторов на высокую творческую орбиту. Благодаря созданным ими мультяшным героям Успенский прославился на всю страну. Крокодил Гена и кот Матроскин встали вровень с бессмертными персонажами Корнея Чуковского, тоже ненавидевшего тоталитаризм, и Сергея Михалкова, которого вместе с Анатолием Алексиным, Агнией Барто и Самуилом Маршаком ненавидел Успенский. В удушающей атмосфере этой взаимной ненависти Успенский публиковал свои сказки по всему миру! И дожил-таки до светлого будущего, когда Советский Союз рухнул, и писатель наконец сказочно разбогател. Эдуард Николаевич мечтал вместе с Горбачёвым и Ельциным переделать плохого советского человека в хорошего антисоветского. И стал писать соответствующие сказки. Но проклятый коммунизм так ненавидел писателя, что достал его и при капитализме, отняв у него дар художника, зато сильно развив тягу к алкоголизму и сутяжничеству. До такой степени, что писатель отобрал права на Чебурашку у нарисовавшего его Леонида Шварцмана (наверное, потому, что этот замечательный художник внешне очень похож на кубинского диктатора Фиделя Кастро)...
В общем, получился портрет крайне неприятного, злобного стяжателя, противоположного добрым героям Успенского. Не знаю, ставили ли авторы перед собой такую задачу, снимая этот фильм (он маркирован 18+, и правильно, о детском писателе часто говорилось в лексике Дудя), но она выполнена. Эдуард Николаевич был очень сложным человеком, но подобного окукливания вряд ли заслуживает.