Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2025 г.
  4. № 38 (7002) (24.09.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Он не знал неудач

Дмитрий Коротчаев: выдающийся строитель железных дорог

24 сентября 2025
4 июля 1969 г. Герой Социалистического Труда, начальник управления «Тюменьстройпуть» Дмитрий Иванович Коротчаев и главный инженер строительномонтажного поезда № 384 Ю.И. Соколов (слева на фото) на трассе строящейся дороги Тюмень – Сургут /  Иван Сапожков

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Строители стальных магистралей всегда вызывали уважение – как настоящие герои труда, независимо от официальных званий, которые им присваивали. Специфика этой профессии требовала мужества, ведь пробивать маршруты будущих трасс подчас приходилось там, где не ступала нога человека.

В судьбе героя, о котором мы хотим сегодня рассказать, отразилась история нескольких десятилетий железнодорожного строительствав условиях суровой Сибири. В 1909 году в Верхнеднепровске Екатеринославской губернии родился Дмитрий Коротчаев – будущий известный строитель и организатор развития транспортной инфраструктуры восточных регионов страны. В Луганске он окончил школу и поступил на строительное отделение техникума путей сообщения. В 1929-м молодой специалист получил первое в жизни назначение – и сразу в далёкий край, прорабом на станцию Магдагачи Уссурийской железной дороги. С этого времени вся его жизнь окажется связана с командировками – туда, где прокладывались самые важные для страны железные дороги.

В первой половине 1930-х Коротчаев, как полагается, отслужил три года в Красной армии. О будущей большой войне тогда задумывались ещё немногие, хотя нацисты в Германии уже рвались к власти и в их планах значилось уничтожение Советского Союза. Тем не менее железнодорожник понимал: перед ним на его должности стоят не менее серьёзные задачи, чем перед военными чинами. Он был прорабом на строительстве трасс Москва – Донбасс и Валуйки – Пенза. Из нашего времени та работа видится сродни подвигам Павла Корчагина на трудовом фронте. В 1937 году опытный специалист получил знак «Почётному железнодорожнику». Вскоре после этого он назначен начальником Воскресенского строительного участка и готовит строительство Большого железнодорожного кольца вокруг Москвы. Летом 1941-го Дмитрий Иванович попросился на фронт, однако профессионалы его уровня остро требовались в тылу. Прервись строительство железных дорог – сорвалась бы программа снабжения армии. Коротчаев остался в своей профессии.

В 1943 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени – за строительство Большой окружной железной дороги, ставшей стальным поясом столицы. Военно-стратегическое значение этой дороги было огромным – там формировались армейские эшелоны, Москва, не покорённая врагу, стала важнейшим транспортным узлом сразу для нескольких фронтов. Поэтому строительство Окружной не прерывалось даже во время Сталинградской битвы. Несколько месяцев Коротчаев работал по 12 часов в сутки, почти без выходных – с опережением плана. Тех, кто работал в тылу, не имел прямого отношения к фронту, не рисковал жизнью, в годы войны награждали нечасто. Тем почётнее воспринимается тот его орден…

Тюменская область, 1 марта 1976 г. На 91-м километре трассы железной дороги высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524 управления «Тюменьстройпуть»

В послевоенные годы правительство сделало ставку на освоение новых нефтегазовых месторождений. Реализовать подобные планы можно было, только обеспечив опережающее развитие транспортных артерий, в первую очередь – железных дорог. Строителям приходилось совершать то, что считалось невозможным. В 1950-х Коротчаев возглавил управление «Абаканстройпуть» – 35 тысяч человек в подчинении! Требовались незаурядный талант настоящего полководца Труда, подлинный директорский профессионализм, чтобы каждый солдат такой крупной рабочей армии «знал свой манёвр». Те, кто работал с Дмитрием Ивановичем, вспоминали рассудительность и справедливый нрав этого сильного человека. Он на голову превосходил всех по опыту работы. Чувствовал себя уверенно в разговоре с руководителем любого уровня, не боялся комиссий, проверок, ревизий, а свою точку зрения мог отстаивать резко и упрямо в любой ситуации, не считаясь с чинами. После завершения строительства Трассы мужества Абакан – Тайшет Дмитрий Иванович получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

«В нём виделись колоссальная сила, капитальность. Непоколебимая уверенность исходила от его могучей фигуры. Я доложил о ходе передислокации мостопоезда и его потенциале. В завершение встречи, узнав, что управление называется «Тюменстройпуть», я поинтересовался, как писать это слово: с мягким знаком или без? Коротчаев в первый раз улыбнулся и полушутя предупредил: «Конечно, без мягкого знака! Учтите – мягкотелости в работе не допустим!» – вспоминал начальник Мостопоезда № 470 Валентин Солохин.

На тюменском направлении Коротчаев работал с 1966 года. Там развивались богатейшие месторождения нефти и газа – значит, в этот край должны были прийти поезда. Сразу же началось строительство грандиозной железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут. Потом – ещё дальше. В апреле 1976-го бригада Виктора Молозина уложила первый километр магистрали Сургут – Уренгой, в канун нового 1981 года – звено железной дороги Тюмень – Сургут – Новый Уренгой. Не хватало машин, многое, как в старину, решал ручной труд, но магистраль шла вперёд, и трудно было не заметить прогресс от десятилетия к десятилетию. Внедрялись новые технологии, улучшалось снабжение. Все преобразования начинались с железных дорог и вокзалов. Регион, который ещё недавно считался неосвоенным, стал одним из ключевых для советской экономики. Изменился уклад жизни, люди почувствовали перспективу, многие строители и нефтяники оставались в этих местах, оседали в Сибири. В таёжном лесистом краю росли новые города: Ноябрьск, Пуровск, Ханымей, Коротчаево, наконец, Новый Уренгой. Первые корпуса новостроек, как правило, тоже возводили под руководством Коротчаева, как и стальные магистрали.

Завершено строительство! Члены бригады монтёров пути В.В. Молозина уложили последнее звено на железнодорожной станции Новый Уренгой, 1982 г.

К концу 1970-х Дмитрий Иванович стал несомненной легендой: руководитель двух ударных комсомольских строек, управленец, не знавший неудач. Летом 1981 года жизненный путь этого человека прервался. Его последнее пристанище – в Тюмени, на Червишевском кладбище.

В Сибири чтут память выдающегося строителя железных дорог. Вскоре после его смерти одному из населённых пунктов на территории Пуровского района присвоили наименование «посёлок Коротчаево». Так назвали и железнодорожную станцию. Сегодня этот посёлок – район Нового Уренгоя. Там, на привокзальной площади, в 2009 году установлен памятник строителю магистралей – наше приношение герою труда.

Таким, как он, не грозит забвение. Наверное, мы, живущие уже в двадцать первом столетии, никогда не сумеем разгадать тайну советских поколений, их науку побеждать, превозмогать себя. Их строгую и обоснованную веру в то, что «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Многое объясняют эти строки, но сила духа героев тех лет остаётся непостижимой.


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Уникальные русские

    24.09.2025
  • Они открыли Северную Землю

    24.09.2025
  • Символ морского величия

    24.09.2025
  • Книжная лавка на «Ленфильме»

    24.09.2025
  • В бывшей Ямской слободе

    24.09.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS