Нам часто кажется, что ребенок ленится, когда отказывается делать что-то полезное: не убирает за собой, не учит уроки, предпочитает телефон книгам. На самом деле, лень — это способ психики экономить силы. Если ребенок игнорирует какие-то дела, возможно, они просто не входят в круг его приоритетов.
И тут возникает вопрос: почему для него важнее соцсети или игры, а не уроки или помощь по дому? Чаще всего родители сталкиваются с «ленью» в период 12–16 лет. Ребенок, который раньше охотно помогал и слушался, вдруг становится другим — требовательным, закрытым, иногда даже грубым. Это не каприз и не порча характера. Просто в этом возрасте перед ним встают новые задачи: самоопределение, поиск своего места в мире, отделение от родителей. Школа перестает быть «храмом знаний», теперь это в первую очередь пространство для общения.
Его тревожат мысли: «Кто я?», «Что обо мне думают?», «Каким я буду через 5 лет?». И на фоне этих переживаний домашние обязанности или алгебра кажутся мелочью. Чем больше правил и требований вы навязываете подростку, тем сильнее он будет сопротивляться. Даже если эти правила разумные. Длинные волосы, двойки в школе, игнорирование уборки — иногда это не лень, а способ сказать: «Я сам решаю, что для меня важно». Вместо контроля предложите поддержку: «Если нужна помощь с уроками — спрашивай, я рядом». «Ужин в холодильнике, разогрей, когда захочешь». Пусть он чувствует, что вы — не надзиратель, а надежный тыл. Мы часто называем ленью то, что на самом деле является откладыванием дел «на потом».
Взрослые тоже страдают прокрастинацией: откладывают звонки, отчеты, уборку. У ребенка то же самое, только вместо работы соцсети и игры. Почему дети (да и взрослые) откладывают дела? Не видят в них смысла (зачем учить то, что «никогда не пригодится»?). Боятся сделать плохо и получить критику («Если всё равно отругают, зачем стараться?»). Просто неинтересно. В этом случае нужно помочь найти мотивацию. Чаще всего родителей злит лень ребёнка из-за страха, что у него не будет целей и будущего. Но какие планы могут быть у подростка? В 14–16 лет сложно думать о карьере или вузе.
Его горизонт планирования — неделя, максимум месяц. Поэтому вместо давления попробуйте показать пример. Если вы сами постоянно жалуетесь на работу или «убиваете время» в телефоне, ребенок будет копировать это поведение. Можно найти хороших наставников. Учитель может как убить интерес к предмету, так и зажечь в нем искру. Дать свободу выбора. Пусть пробует разные занятия — возможно, он найдет то, что его увлечет. Подростковый возраст пройдет, а ваши отношения останутся. Лучшее, что вы можете сделать сейчас — не превращать воспитание в борьбу. Иногда достаточно просто быть рядом, без нотаций.
Ранее мы публиковали психологический ликбез: почему вас перестают ценить и что делать, чтобы окружающие вновь увидели вашу значимость
Ирина Вайс/ Фото: Freepik