Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 октября 2024 г.
  4. № 39 (6953) (02.10.2024)
Культура

Он пришёл дать нам вольную

50 лет назад не стало Василия Шукшина

03 октября 2024
Василий Шукшин. Кадр из фильма «Печки-лавочки» / РИА НОВОСТИ

Шукшин жил как бы не замечая самого себя. Умер в 45 лет, не зная, что у него болит сердце.

Сердце у него привычно болело, как у всякого, кто живёт по совести. Совесть, если есть, всегда болит.

Ему не было нужды искать у кого-то ответа: как жить? По нему самому, как по камертону, можно отличать фальшь от правды, глупость от мудрости, суетность от вечности. Прочитаешь любой его рассказ – и настроишь себя, как скрипку, – говорить только правду, не прощать хамства, никогда не унижаться ни перед кем.

Герои его прозы – русские люди, которых что на Алтае, что под Тулой, что на Камчатке в каждом селе встретишь. Люди это странные, непутёвые. Жить им скучно и оттого тяжко, и так мелочно и постыдно обыденно, что убегают они от реала в придуманную жизнь, в фантазии о себе или в приносящее краткое просветление пьянство. Или на пустом месте накручивают себя до таких высот душевного страдания, отчаяния и смертной муки, что становится всё равно: что жить, что помереть.

Один придумал себе героическое и трагическое военное прошлое: будто он не сумел выполнить задание командования – устранить... Гитлера. Как подопьёт, так рассказывает заезжим городским охотникам, как он, сволочь и предатель, провалил миссию спасителя человечества. Слушатели только рот разевали, с такими правдоподобными деталями, с таким душевным надрывом и слезами разыгрывал он свой главный в жизни спектакль. Рассказывал – и сам верил в придуманную историю, неподдельно страдал и каялся.

Мне очень нравится его рассказ про микроскоп. Взрослый человек, семьянин, обыкновенный работяга лелеял тайную мечту посмотреть в микроскоп, чтобы увидеть невидимую простым глазом жизнь. А денег-то нет, каждый рубль у жены под контролем. Он весь изоврался, чтобы объяснить пропажу зарплаты и появление в доме вожделенного микроскопа... Обман раскрылся, за него он расплатился семейными скандалами и урезаниями денег на обед, но он видел ЭТО! И сыну показал, и жене. Открыл им иной мир.

И мы куда-то вечно убегаем от суеты, от обыденности, от страшных прозрений о себе – одиноки!!! смертны!!! нелюбимы!!! В чём ищем спасения от подлости, от предательства, от грязи и неуюта жизни? А бежим кто куда – в детей, в иллюзии о собственной необходимости и уникальности, в философию, в мистику, в гонку «за лидером», в накопительство, в пьянство, в виртуал, в дальние страны...

Только в себя – настоящих – боимся или не умеем шагнуть. Читайте Шукшина, он научит.

Василий Макарович во всём был сам собой, он был настоящим. Таких прозаиков не много. Астафьев, Белов, Распутин, Шукшин... Это они – культурный камертон страны. Тех, кто их читает и понимает, они навсегда высвобождают из рабства общепринятого, за уши оттаскивают от увлечения поп-культурой, от пошлости «массового», общепризнанного, от безвкусного месива неприличной, пустой «телевизионной» мифологии о сегодняшнем и вчерашнем дне. Они помогают нам совершить рывок из маргинального мира, который и тогда, и сейчас – суть повседневной жизни обывателя.

… Они пробуждают в нас шестое чувство Родины.

Ещё мало изучено литературное творчество Шукшина. Литературная критика ещё не добралась до многих его глубин.

Василий Макарович пришёл, чтобы дать нам вольную, чтобы вернуться к самим себе. Чтобы освободились мы от диктата внешних обстоятельств, от мелочности, от ханжества и злобы, от мстительности и подлости. От всего преходящего, что иногда берёт верх над нами и ведёт нас по краткому времени жизни. И заставляет жить не своей, а придуманной кем-то жизнью. Василий Макарович умер в свои 45, не заметив своей смерти – так интересна была ему жизнь.

Как жаль, что нынче стали мало читать! Заставьте себя взять его рассказы, прочитать их – и вам станет легче нести невыносимое бремя.

Тамара Пузанова, Тула

Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Здесь каждый становится гением

    30.05.2025
  • «Сталинградские струны» Маргариты Агашиной

    16.05.2025
  • Святой треугольник

    15.05.2025
  • Своим путём

    14.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS