120 лет назад московская общественность стала свидетелем торжественного открытия нового вокзала. Он назывался Бутырским – потому что располагался на одноимённой заставе, в недавнем предместье тогдашней Москвы. На праздник собрались и отцы города, и купцы, и железнодорожники. В день открытия вокзала первый поезд, который направился к Волге, украсили цветами, а в зале первого класса пассажиров и гостей угощали шампанским.
По меркам Первопрестольной вокзальное здание было скромным, одноэтажным, второй этаж возвели лишь в центре корпуса – там размещались служебные квартиры. Венчала сооружение небольшая башенка с флагштоком – как и в наше время. Поблизости располагались новые казармы, грузовой двор и высокая, 30-метровая, водосборная башня, необходимая для паровозов. Она сохранилась до нашего времени!
Этот вокзал и сегодня остаётся самым скромным среди московских. С 1912 года (то есть уже 110 лет) он называется Савёловским. Единственный случай, когда столичную железнодорожную гавань назвали в честь села, а не города.
После Савёловского новых вокзалов в Москве не строили больше века. Возводили новые здания уже существовавших сооружений, проводили основательные реконструкции, но Савёловский оставался последним среди железнодорожных ворот в Москву. И самым отдалённым от городского центра. Только в 2021 году в Черкизове на малом кольце МЖД открыли Восточный вокзал – еще более далёкий от исторического сердца столицы.
Инициатором строительства Савёловской линии в конце девятнадцатого века стал Савва Иванович Мамонтов, председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат, немало сделавший для развития сети железных магистралей в России. В 1897 году инженеры Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги приступили к изысканиям на будущей трассе, которая тянулась от Москвы до села Савёлова, что на Волге, напротив купеческого города Кимры. 130 километров пути – немного, но и немало. Учитывалось, что Кимры – город сапожников, в его продукции нуждалась Белокаменная.
Строительство стартовало с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково – неподалёку от будущего Савёловского вокзала. Пути укладывали с двух сторон – от Москвы и от Савёлова. Рельсы использовались только отечественных заводов – Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Полнейшее, как мы сейчас говорим, импортозамещение, о котором думал Мамонтов! В перспективе дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Работники паровозного депо на фоне водонапорной башни, 1920-е годы
Небольшое вокзальное здание возводили сравнительно долго – около пяти лет. Руководил строительством инженер Александр Сумароков. Ему приписывают и архитектурный проект вокзала – быть может, не слишком яркий, но гармоничный и радующий глаз, а главное – уютный. Не хватало вокзалу одного – столичного размаха. Именно поэтому кинематографисты периодически снимали его «в роли» вокзала некоего провинциального городка. Работал там и сравнительно недорогой ресторан, славившийся простой, но домашней кухней.
Ежедневно в первые месяцы существования Бутырского вокзала с него отправлялись два поезда – пассажирский и почтовый. И столько же поездов прибывало. Немного. Но именно благодаря вокзалу в состав Москвы включили обширный район за Бутырской заставой, а от вокзала до Долгоруковской улицы развернулось активное строительство. Многие доходные дома начала ХХ века сохранились в этом районе до нашего времени. Их вряд ли построили бы, если бы не наличие вокзала, всколыхнувшего когда-то жизнь в округе. На привокзальной площади и в её окрестностях можно обнаружить образцы архитектуры разных десятилетий. И дореволюционные стилизации готики, и аскетические фантазии конструктивистов, и торжественный сталинский классицизм с мощными колоннадами, и кирпичные дома брежневских времён, и современные жилые комплексы… Несмотря на близость жилых массивов, крупных магазинов и рынков, привокзальная площадь сохраняла степенность и спокойствие. Толкотня и суматоха не отвечают духу Савёловского вокзала. Там Москва выглядит по-настоящему гостеприимной, уравновешенной, несуетливой. На площади в прежние годы путешественников по-московски встречали жареными пирогами с капустой, ливером и повидлом.
В 1987 году обветшалое сооружение начали реконструировать – осторожно и уважительно. Московским зодчим первоначальный его архитектурный образ удалось сохранить, но здание увеличили на один этаж и несколько расширили. Башенка осталась прежней! Фасад украсили часы, которые придали зданию, да и всей площади, солидность железнодорожного стиля. Долгое время поблизости от Савёловского вокзала не было станции метро. Ближайшая – «Новослободская» – находилась на расстоянии двух-трёх троллейбусных остановок. Конечно, на вокзальной площади постоянно дежурили таксисты, но всё-таки метро есть метро. В 1988-м эту недоработку (к радости многочисленных дачников) исправили – спуск в московскую подземку отныне расположен очень удобно, в двух шагах от главного входа в вокзал.
Тогда, в конце 1980-х, с Савёловского ещё отправлялись в путь поезда дальнего следования – в Ленинград, Рыбинск и Сонково. Станция Савёлово, как и одноимённое село, давно уже вошла в черту города Кимры. В ХХI веке вокзал стал исключительно пригородным и аэропортовским (оттуда сейчас можно аэроэкспрессом добраться до шереметьевской воздушной гавани). Он и сегодня самый тихий и камерный вокзал Москвы. Но всё-таки вокзал. Место встреч и расставаний. А самый дальний маршрут электричек – по-прежнему станция Савёлово.
Привокзальная площадь, 1937 год
В 2023 году завершится реконструкция площади Савёловского вокзала. Он станет частью крупного транспортно-пересадочного узла. Здесь уже сейчас можно делать пересадку на две линии метро, МЦД-1 и аэроэкспресс. А скоро добавится ещё и МЦД-4.