Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Станционный смотритель

Он самый тихий в Москве

А ещё Савёловский вокзал дал жизнь целому городскому району

18 мая 2022
Савёловский вокзал, наши дни

120 лет назад московская общественность стала свидетелем торжественного открытия нового вокзала. Он назывался Бутырским – потому что располагался на одноимённой заставе, в недавнем предместье тогдашней Москвы. На праздник собрались и отцы города, и купцы, и железнодорожники. В день открытия вокзала первый поезд, который направился к Волге, украсили цветами, а в зале первого класса пассажиров и гостей угощали шам­панским.

По меркам Первопрестольной вокзальное здание было скромным, одноэтажным, второй этаж возвели лишь в центре корпуса – там размещались служебные квартиры. Венчала сооружение небольшая башенка с флагштоком – как и в наше время. Поблизости располагались новые казармы, грузовой двор и высокая, 30-метровая, водосборная башня, необходимая для паровозов. Она сохранилась до нашего времени!

Этот вокзал и сегодня остаётся самым скромным среди московских. С 1912 года (то есть уже 110 лет) он называется Савёловским. Единственный случай, когда столичную железнодорожную гавань назвали в честь села, а не города.

После Савёловского новых вокзалов в Москве не строили больше века. Возводили новые здания уже существовавших сооружений, проводили основательные реконструкции, но Савёловский оставался последним среди железнодорожных ворот в Москву. И самым отдалённым от городского центра. Только в 2021 году в Черкизове на малом кольце МЖД открыли Восточный вокзал – еще более далёкий от исторического сердца столицы.

Инициатором строительства Савёловской линии в конце девятнадцатого века стал Савва Иванович Мамонтов, председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат, немало сделавший для развития сети железных магистралей в России. В 1897 году инженеры Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги приступили к изысканиям на будущей трассе, которая тянулась от Москвы до села Савёлова, что на Волге, напротив купеческого города Кимры. 130 километров пути – немного, но и немало. Учитывалось, что Кимры – город сапожников, в его продукции нуждалась Белокаменная.

Строительство стартовало с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково – неподалёку от будущего Савёловского вокзала. Пути укладывали с двух сторон – от Москвы и от Савёлова. Рельсы использовались только отечественных заводов – Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Полнейшее, как мы сейчас говорим, импортозамещение, о котором думал Мамонтов! В перспективе дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

30-Работники.jpg

Работники паровозного депо на фоне водонапорной башни, 1920-е годы


Небольшое вокзальное здание возводили сравнительно долго – около пяти лет. Руководил строительством инженер Александр Сумароков. Ему приписывают и архитектурный проект вокзала – быть может, не слишком яркий, но гармоничный и радующий глаз, а главное – уютный. Не хватало вокзалу одного – столичного размаха. Именно поэтому кинематографисты периодически снимали его «в роли» вокзала некоего провинциального городка. Работал там и сравнительно недорогой ресторан, славившийся простой, но домашней кухней.

Ежедневно в первые месяцы существования Бутырского вокзала с него отправлялись два поезда – пассажирский и почтовый. И столько же поездов прибывало. Немного. Но именно благодаря вокзалу в состав Москвы включили обширный район за Бутырской заставой, а от вокзала до Долгоруковской улицы развернулось активное строительство. Многие доходные дома начала ХХ века сохранились в этом районе до нашего времени. Их вряд ли построили бы, если бы не наличие вокзала, всколыхнувшего когда-то жизнь в округе. На привокзальной площади и в её окрестностях можно обнаружить образцы архитектуры разных десятилетий. И дореволюционные стилизации готики, и аскетические фантазии конструктивистов, и торжественный сталинский классицизм с мощными колоннадами, и кирпичные дома брежневских времён, и современные жилые комплексы… Несмотря на близость жилых массивов, крупных магазинов и рынков, привокзальная площадь сохраняла степенность и спокойствие. Толкотня и суматоха не отвечают духу Савёловского вокзала. Там Москва выглядит по-настоящему гостеприимной, уравновешенной, несуетливой. На площади в прежние годы путешественников по-московски встречали жареными пирогами с капустой, ливером и повидлом.

В 1987 году обветшалое сооружение начали реконструировать – осторожно и уважительно. Московским зодчим первоначальный его архитектурный образ удалось сохранить, но здание увеличили на один этаж и несколько расширили. Башенка осталась прежней! Фасад украсили часы, которые придали зданию, да и всей площади, солидность железнодорожного стиля. Долгое время поблизости от Савёловского вокзала не было станции метро. Ближайшая – «Новослободская» – находилась на расстоянии двух-трёх троллейбусных остановок. Конечно, на вокзальной площади постоянно дежурили таксисты, но всё-таки метро есть метро. В 1988-м эту недоработку (к радости многочисленных дачников) исправили – спуск в московскую подземку отныне расположен очень удобно, в двух шагах от главного входа в вокзал.

Тогда, в конце 1980-х, с Савёловского ещё отправлялись в путь поезда дальнего следования – в Ленинград, Рыбинск и Сонково. Станция Савёлово, как и одноимённое село, давно уже вошла в черту города Кимры. В ХХI веке вокзал стал исключительно пригородным и аэропортовским (оттуда сейчас можно аэроэкспрессом добраться до шереметьевской воздушной гавани). Он и сегодня самый тихий и камерный вокзал Москвы. Но всё-таки вокзал. Место встреч и расставаний. А самый дальний маршрут электричек – по-прежнему станция Савёлово.

30-1937 Савёловский сквер Е.Ольденбаум.jpg

Привокзальная площадь, 1937 год

 



В 2023 году завершится реконструкция площади Савёловского вокзала. Он станет частью крупного транспортно-пересадочного узла. Здесь уже сейчас можно делать пересадку на две линии метро, МЦД-1 и аэроэкспресс. А скоро добавится ещё и МЦД-4.

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS