Новелла Матвеева сразу вошла в советскую поэзию песней, лирической балладой и неким интеллектуальным блеском, особым катарсисом. Её сразу запели, стали массово читать. О ней заговорили мэтры и студенты. Критики, «птицы ловчие» облетали эту «певчую птичку» стороной, не находя в её творчестве съедобной социальной плоти. Искусство её стихов оказалось действительно чистым.
Более 50 лет назад мы, три стихотворца, услышали в её исполнении под гитару в общежитии Литинститута знаменитую балладу «Какой большой ветер…» и были потрясены лирическим чудом. Я до сих пор не знаю подобного стихотворения о любви. Молодая поэтесса сразу написала произведение так называемого большого стиля. Нельзя не процитировать:
…Какой большой ветер!
Ох! какой вихорь!
А ты глядишь нежно,
А ты сидишь тихо,
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть:
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домов сорвал крыши,
Как с молока пену…
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.
На мой взгляд, здесь есть элемент вечности.
Свежесть явления Новеллы Матвеевой на страницах и на подмостках предостерегала политизированных «рязанских Маратов» (Я. Смеляков) или «Дантонов из Конотопа» (М. Светлов) от избыточного эстрадного витийства.
В те годы Новелла Матвеева не была утвердившимся бардом, а скорее современным рапсодом, поющим свои стихи.
Но в годы вселенской смуты, когда возникли признаки вытеснения профессионального словесного творчества в интернетном «гуляй-поле», поэт заявила о себе как о верном защитнике Русского мира и пушкинской традиции и по достоинству была отмечена Государственной Пушкинской премией (1997 г.).
Будем верить Новелле Николаевне Матвеевой – личности гармонической, исторической, глубоко русской. Будем читать её стихи, слушать песни и хранить её светлый образ.
«ЛГ» выражает искренние соболезнования родным и близким нашего давнего автора Новеллы Николаевны Матвеевой.