В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина увидела свет опера П.И. Чайковского «Онегин», постановщиками стали столичный режиссер Сергей Новиков и художник Александр Купалян (оба – уроженцы Нижнего Новгорода).
Прежде всего, нового «Онегина» отличает то, что можно назвать высокой культурой постановки. Нельзя не обратить внимание на удивительный профессионализм, тщательную подготовку и продуманность деталей.
Как только поднимается занавес и начинается действие, бросается в глаза безупречное техническое исполнение: сценография безукоризненно красива, декорации красочные и зрелищные (их вес – более пяти тонн, они занимают в общей сложности 1000 квадратных метров). В спектакле показан исторический переход от павловской эпохи к эпохе императора Александра, что позволяет не только разнообразить сюжет, но и расширить пространство для фантазии художнику по костюмам. Смену стилей в одежде воплотила в жизнь Мария Высотская, обладатель золотой медали Российской академии художеств. Всего для спектакля было пошито около 200 костюмов и более сотни пар обуви, то есть по шесть перемен образов для артистов.
У художественного руководителя театра Алексея Трифонова получилось привлечь в труппу сильных певцов со всей страны. Исполнители роли Онегина – Константин Сучков, Владислав Бирюков и специально приглашенный из Петербурга Семен Антаков. Партию Татьяны исполняют Мария Калинина, Светлана Ползикова и Екатерина Ясинская. При этом у спектакля нет четкого разделения на «главный» и «второстепенный» составы, исполнители репетировали совместно, поэтому нового «Онегина» имеет смысл посмотреть несколько раз. Еще одна особенность – у каста были также возрастные критерии, это значит, что героев играют их ровесники, а не загримированные под молодежь пожилые мэтры. Например, «Онегину» Семена Антакова 26 лет. Это, безусловно, не осталось незамеченным зрителями и в отзывах представителей молодого поколения часто звучит благодарность за талантливый и правдоподобный подбор артистов.
Черты характера главного героя меняются, отличаясь от первоисточника. Евгений предстает более благородным, более деликатным к чувствам других людей, одним словом, более положительным персонажем. И это решение прекрасно вписывается в музыкальную концепцию великого композитора. Музыка, к слову, выдержана до последней ноты. Дирижером оперы стал лауреат международных конкурсов Дмитрий Синьковский.
Сергей Новиков, до этого уже не раз ставивший на сцене Чайковского («Иоланта», «Опричник»), не дает зрителю заскучать и эмоционально вовлекает в повествование. С одной стороны все выдержано в классической манере и исторически достоверно, а с другой – есть острое ощущение современности постановки.
В опере все рассчитано на то, чтобы сделать «Онегина» ближе современной аудитории, одновременно сохранив историческое своеобразие. Это касается всех главных героев. Например, интересным решением стал технический ход с письмами Татьяны. Конечно, девушка поет на русском, но если следовать исторической правде, то пишет она Евгению, конечно же, на французском – благородном языке дворянства и аристократии. И во время партии Татьяны на полупрозрачном тканевом «экране» появляются строчки на французском, похожие на изящные вензеля. Мы видим, как переживания главной героини получают визуальное воплощение, как она живет ими, как ее душа проникновенно беседует со зрителем, все глубже погружая его в удивительную атмосферу спектакля.
Ирина Тернова