В Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова состоялась дискуссия о новом поколении в литературе.
Организовал её журнал «Знамя». В каком-то смысле дискуссия стала продолжением интересного эксперимента: мартовский номер журнал (впервые в истории!) целиком посвятил литературной молодёжи, а его девизом стала фраза Генрика Ибсена: «Юность – это возмездие».
Первый заместитель главного редактора Наталья Иванова объяснила: специальный номер, как ни парадоксально, получился совершенно случайно, сложился вокруг романа молодого автора Степана Гаврилова…
Старт дискуссии дал главный редактор «Знамени» Сергей Чупринин: он рассказал о многолетней работе журнала с молодыми авторами и озвучил основные вопросы, на которые предстояло ответить выступающим: существует ли новое поколение в литературе? И если да, то какое оно?
Началось обсуждение довольно мирно: ораторы выходили к микрофону, излагали свою точку зрения – зрители благосклонно слушали. Но потом Наталья Иванова дала понять, что соблюдать такую «чинность» совсем не обязательно, и у дискуссии появился нерв: оценки стали более резкими, мнения – диаметрально противоположными, а реплики из зала – колкими. Так, поэт, прозаик Наталья Рубанова раскритиковала молодое поколение писателей за пассивность и «душевную старость», за нежелание или неумение искать новые слова, формы, смыслы. По её мнению, многим начинающим авторам даётся сегодня огромный аванс, который необходимо отрабатывать. Прозаик и сценарист Женя Декина добавила свою ложку дёгтя, отметив, что у молодёжи сместился вектор: их творчество уже не про самовыражение, а про самопродвижение. Прозвучал даже совсем нелестный термин «графоманское поколение».
Руководитель Школы литературного мастерства "Creative Writing School", писатель, литературовед Майя Кучерская обратилась к присутствующим с просьбой «признать не только то, что молодые пришли, но и то, что они будут писать иначе» и что это – нормально. Несколько человек посвятили свои выступления характерным чертам молодёжной литературы. Кинематографичность, мультижанровость, сокращения объёмов текста, новый язык, наполненный заимствованиями и сленгом, проникновение в тексты технологий и социальных веяний – всё это молодёжная литература. Денис Банников из магистратуры Высшей школы экономики отметил также, что молодым «тесно в трёхмерном пространстве» реального мира. Отсюда – обилие фэнтези, фантастики и магического реализма. Прозаик Артём Роганов поделился наблюдениями, что индивидуализм стал в литературе чем-то само собой разумеющимся, что отчётливо звучит в голосах молодых «ощущение беспомощности», и особо подчеркнул стремление к свободе.
Насчёт последнего мнения молодых авторов разошлись. Студентка выпускного курса Литинститута Арина Карпова отметила, что в произведениях начинающих авторов «отсутствует ощущение свободы», что молодая литература «труслива». Прозаик и художник Арина Обух возразила: «По-моему, наоборот: куда ни плюнь – попадёшь в свободу». А вот некоторую растерянность перед жизнью начинающие авторы, похоже, и впрямь ощущают… Немного подбодрил молодёжь «начинающий» писатель Денис Драгунский, резюмировав: «Вы никому ничего не должны, но и читатель также свободен по отношению к вам».
Остро прозвучал и вопрос «легализации» произведений начинающих авторов. Тут мнения тоже разделились: несколько человек высказались за то, что единственный знак качества по-прежнему публикация в «толстом» журнале, а вот молодой преподаватель Школы литературного мастерства «Creative writing school» Сергей Лебеденко, напротив, яростно отстаивал необходимость признать блоги и сайты серьёзной «стартовой площадкой».
Последним выступил президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов. Он отметил, что два прозвучавших тезиса о том, что мы ещё не видим полной картины, и о том, что молодые авторы ощущают растерянность перед жизнью, кажутся ему наиболее показательными, характеризующими происходящее в стране. По его мнению, мы живём в годы неуверенности, и это, само собой, отражается в произведениях молодых: ведь в любое время литература немыслима без связи с внешним миром.
Кажется, дискуссия породила больше вопросов, чем ответов. Но одно можно сказать совершенно точно: новое литературное поколение – есть. Неоднородное, несущее в себе черты времени и стремящееся стать его голосом.