В фильме открыто называется предательством то, что ещё не так давно подавали как нечто неоднозначное, как трагедию честного человека, попавшего в ситуацию сложного мировоззренческого выбора. Расставляя нравственные акценты, фильм являет пример той новой идеологии, о которой говорили все последние годы. Здесь нет деления на белую и красную, тоталитарную и демократическую Россию.
Повествование в «Предателях» основано на сухих фактах, рассказ идёт о конкретных исторических фигурах. Фильм негромок по нынешним временам. Он не кричит, не разоблачает, просто показывает – вот свет, а вот тьма, вот путь во тьму, простой и нетрудный, а вот путь света, путь служения Родине.
Благодаря этому сериал достигает бо’льшей силы воздействия и глубины исследования проблемы, чем прошедший полгода назад фильм «Анатомия предательства». Перед зрителем проходят не абстрактные образы отщепенцев, патологических преступников, картонных шпионов и наймитов. Перед нами изначально нормальные добропорядочные люди, не лишённые целого ряда достоинств: один из хорошей семьи с хорошими традициями, интеллектуал, любящий муж и отец (Олег Гордиевский), другой – с хорошей биографией, отличающийся умом и обаянием (Александр Огородник), третий – обладающий невероятным положением, зарплатой и связями, такими, о которых можно только мечтать (Аркадий Шевченко), четвёртый – бывший фронтовик, отличный семьянин, страстный охотник и мастер на все руки (Дмитрий Поляков).
Вниманию зрителя предлагается не просто рассказ об их деятельности, изобличении и поимке, но лаконичное и в то же время содержательное повествование о том, какими причудливыми и в то же время избитыми, тривиальными могут быть пути к человеческому падению. Как же они стали предателями? При ответе на этот вопрос в фильме звучит столь редкая в фильмах подобной тематики нравственная нота. «Предательство совершается по слабости характера». В фильме наглядно демонстрируется то, с какой лёгкостью и как бездумно и бессмысленно вступают один за другим на эту тёмную дорогу герои цикла. Юношеское увлечение, страстный характер, отсутствие самодисциплины, жадность, корысть, эгоизм, карьеристские наклонности – всё это открывает быстрый путь к человеческому дну.
За скупыми сведениями стоит многомерность и объёмность понятия «предательство». Оно не касается человека слегка, не затрагивает только одну какую-то его сторону. Оно просто пожирает его целиком. При этом, подобно воронке, предательство засасывает за собой и жизни других, родных и близких, семью, друзей, сослуживцев. Измена ставит крест на их чести, их положении, их самоуважении, их судьбе, их карьере, их жизни. В этом плане наиболее впечатляет история генерала внешней службы разведки СССР Дмитрия Полякова, который не только передавал сведения и сдавал агентов советских спецслужб ФБР и ЦРУ, который сломал жизнь почти полутора тысячам будущих разведчиков, передав их фотографии и личные дела американцам.
Неспособность к созидательной жизни – вот что отличает существование предателей после предательства. Эта мысль последовательно проведена в сериале. Да, те из них, кому удалось избежать наказания, пишут книги, выступают с лекциями, получают гонорары. Но практически всегда конец тех, кому даже удалось избежать наказания, поучителен, справедлив и трагичен – забвение, одиночество, безымянная могила как у бывшего замгенсека ООН по политическим вопросам, громкого перебежчика образца 1978 года Аркадия Шевченко.
В фильме удаётся выстроить блестящую и наглядную антитезу. С одной стороны – предатели, люди, находящиеся в громадном напряжении, потерявшие голову от страха, с другой – верные своей присяге спокойные и уверенные профессионалы. Порождения тьмы и воины света. Глядя на ветеранов спецслужб, просто и образно, рассказывающих о своей службе, невольно испытываешь гордость. Благородные черты лица, меткое слово, интеллект – всё это действительно воины света, рыцари.
«Предатели» – фильм о противостоянии умному, коварному и изобретательному противнику. Практически все ветераны КГБ отдают должное профессионализму своих оппонентов из американских и английских спецслужб. Это говорит о сложности, трудности стоявших перед ними задач. Но это фильм и о противостоянии другого рода. Противостоянии инерции мышления, противостоянии паутине житейских связей, круговой поруке, корпоративной солидарности тех, кто предан общему делу, тех, кого мы можем назвать настоящими разведчиками и настоящими патриотами. Фильм рисует нам разложение номенклатуры, её идейное, нравственное падение, позволяет понять, каким образом предательство разрослось до гигантской раковой опухоли, положившей конец СССР.
Борис НИКИТИН