Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 августа 2024 г.
  4. № 32 (6946) (14.08.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Они приходят первыми

Изыскатели трудились не за зарплаты и премии – за честь!

14 августа 2024
Конец 1960-х годов. Лагерь изыскателей Мосгипротранса в Якутии, на реке Чульман / МУЗЕЙ ИСТОРИИ БАМа

В Тынде, в музее истории БАМа, на постоянной основе работает специальный раздел: «Изыскания на Байкало-Амурской магистрали». Наверное, даже и не нужно объяснять важность этой экспозиции с точки зрения истории. Именно с изысканий, если так можно выразиться, с разведки начинается любая железная дорога, а уж в суровом бамовском краю эта тема заслуживает особенного уважение и внимания. В музее можно увидеть фильм, познакомиться со множеством оцифрованных экспонатов и документов. Перед нами встаёт картина, полная человеческой самоотверженности и веры в необходимость своего опасного дела. Веры в то, что государство сумеет воплотить данные, которые первопроходцы-исследователи подчас добывали ценой жизни, в будущее строительство железных дорог, автотрасс, предприятий…

Впервые по-настоящему широкий размах изыскательские работы приняли весной 1933 года – тогда из Москвы и Ленинграда на восток страны выехали 34 изыскательские партии, объединённые в восемь полевых секторов. Десант на БАМ был подготовлен по последнему слову тогдашней науки и техники. В суровый край отправились семь гидроотрядов гидрометрии, шесть буровых отрядов, три партии сектора водоснабжения, шесть отрядов сектора стока, отдельный отряд лучших в стране топографических специалистов, два звена аэросъёмочной экспедиции, геологи Ленинградской экспедиции по изысканиям сырьевых баз, стройматериалов и инженерно-геологических работ. Группа учёных – комплексная экспедиция АН СССР в составе 10 геологических и 10 мерзлотных партий и одной геоботанической. Ко всему прочему в регион будущего строительства были командированы радиосектор, имевший в своём составе настоящих профессионалов и аппаратуру для 5 станционных установок и 15 передвижек, а также аэросектор из 3 самолетов с соответствующим оборудованием. И конечно, фотогруппа, фиксировавшая каждый шаг экспедиции для прессы и для истории. Нужно ли говорить, что фотокорреспонденты нередко так же рисковали жизнью, как профессиональные изыскатели.

В итоге на территории будущей магистрали заработало более 100 коллективов – в 3–4 раза больше, чем в предыдущие годы. Невиданный масштаб для территорий, столь отдалённых от экономических и научных центров.

Добираться на место работы изыскателям было непросто. Часть партий выходила на станциях Уссурийской железной дороги, откуда зимним путём по рекам и трактам, подчас и вьючным путём, шла до ближайших опорных пунктов – к Тынде, Зее, Норе, Чекунде. Партии, отправленные на самый восточный фронт работ, прибывали по Амуру или океаном в порт Владивосток, откуда можно было добраться до труднодоступных территорий. Не все прибыли к месту работы вовремя: одним помешали капризы погоды, другие ждали лошадей и оленей, транспорта или разлива рек – словом, всего, что могло помочь им оказаться на БАМе.

Радиостанция «Недра П»

С началом работы сложностей не убавилось. В том числе со снабжением. Остро не хватало консервов и сливочного масла, не говоря уж об овощах, которые выдавали как премию, за выполнение важнейшего задания. Основным рационом исследователей изо дня в день, вне зависимости от состояния здоровья, были хлеб, пшено, селёдка, растительное масло. Правда, помогали охота и рыбалка, но на них вечно не хватало времени. Истощение порой останавливало не только людей, но и лошадей – верных помощников. Не менее серьёзные проблемы люди испытывали с одеждой, ночами за дело брались сапожники: требовалось привести в рабочее состояние разбитые сапоги – целых уже через месяц экспедиции не было ни у кого. Одежда превратилась в лохмотья, которые тоже искусно подлатывали каждый день. Ну а инструменты участники экспедиции отлично умели создавать и модернизировать самостоятельно – этот процесс тоже превратился почти в каждодневный дополнительный труд. 

1974 год. Начальник партии экспедиции Мосгипротранса Виктор Затыкин (слева) и молодые специалисты В. Врунова и В. Костылёв проводят измерения теодолитом

В таких условиях изыскателям удалось решить главную задачу – выбрать общее направление БАМа и определить технические условия его сооружения. К зиме 1933 года изыскания на участке Тахтамыгда – Тында были завершены. На чертежах появилось генеральное направление трассы с опорными пунктами: Тайшет – север Байкала – Тындинский – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Классический маршрут, исхоженный выносливыми и верными своей цели людьми.

Даже в 1970-е годы, когда техника далеко шагнула вперёд по сравнению со временами довоенных первопроходцев, деятельность изыскателей на БАМе была чертовски нелёгкой, выдержать её могли лишь физически крепкие люди. Для связи с внешним миром изыскатели брали с собой в походы средневолновые радиостанции гражданского назначения «Недра». Одной зарядки станции от любого источника питания постоянного тока хватало почти на двое суток (немало по тем временам!), а сигнал передавался на расстояние до 50 км. Антенны, источник питания и приёмник укладывались в металлический футляр, сам по себе весьма тяжёлый. Рабочие инструменты и письменные принадлежности изыскатели носили в плотных брезентовых командирских сумках тёмно-зелёного цвета.

Среди экспонатов тындинского музея есть документ – приказ от 27 августа 1980 года об организации Мосгипротрансом Якутской экспедиции. Она направлялась в район Беркакит–Якутск, чтобы организовать подготовку полевых изысканий и разработку технико-экономического обоснования будущей железной дороги. Чтобы участвовать в таком путешествии, необходима отчаянная смелость, но главное – профессионализм. Про этот отчаянный поход снят небольшой документальный фильм. Меньше 20 минут – а сколько информации в этой картине, сколько человеческих судеб, которыми в наше время хочется любоваться – насколько эти люди увлечены своим делом и бескорыстны! Пусть и платили изыскателям будущей трассы по тем временам немало, но они настолько отчаянно тратили энергию, силы, здоровье, что сразу ясно: люди трудились не для зарплат и премий. Профессиональная честь была для них приоритетом. Да, к их услугам были вездеходы и вертолёты, однако всё-таки такую работу без преувеличения можно назвать героической.

Их эстафету приняли современные изыскатели железных дорог, которые станут продолжением БАМа. О результате их исследований, о новых маршрутах мы узнаем годы спустя. Но обязательно узнаем. В экономике действует закон: всё начинается с железной дороги. А на стальных магистралях известно другое правило: все начинается с изыскателей, с их опасных экспедиций.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS