В Тынде, в музее истории БАМа, на постоянной основе работает специальный раздел: «Изыскания на Байкало-Амурской магистрали». Наверное, даже и не нужно объяснять важность этой экспозиции с точки зрения истории. Именно с изысканий, если так можно выразиться, с разведки начинается любая железная дорога, а уж в суровом бамовском краю эта тема заслуживает особенного уважение и внимания. В музее можно увидеть фильм, познакомиться со множеством оцифрованных экспонатов и документов. Перед нами встаёт картина, полная человеческой самоотверженности и веры в необходимость своего опасного дела. Веры в то, что государство сумеет воплотить данные, которые первопроходцы-исследователи подчас добывали ценой жизни, в будущее строительство железных дорог, автотрасс, предприятий…
Впервые по-настоящему широкий размах изыскательские работы приняли весной 1933 года – тогда из Москвы и Ленинграда на восток страны выехали 34 изыскательские партии, объединённые в восемь полевых секторов. Десант на БАМ был подготовлен по последнему слову тогдашней науки и техники. В суровый край отправились семь гидроотрядов гидрометрии, шесть буровых отрядов, три партии сектора водоснабжения, шесть отрядов сектора стока, отдельный отряд лучших в стране топографических специалистов, два звена аэросъёмочной экспедиции, геологи Ленинградской экспедиции по изысканиям сырьевых баз, стройматериалов и инженерно-геологических работ. Группа учёных – комплексная экспедиция АН СССР в составе 10 геологических и 10 мерзлотных партий и одной геоботанической. Ко всему прочему в регион будущего строительства были командированы радиосектор, имевший в своём составе настоящих профессионалов и аппаратуру для 5 станционных установок и 15 передвижек, а также аэросектор из 3 самолетов с соответствующим оборудованием. И конечно, фотогруппа, фиксировавшая каждый шаг экспедиции для прессы и для истории. Нужно ли говорить, что фотокорреспонденты нередко так же рисковали жизнью, как профессиональные изыскатели.
В итоге на территории будущей магистрали заработало более 100 коллективов – в 3–4 раза больше, чем в предыдущие годы. Невиданный масштаб для территорий, столь отдалённых от экономических и научных центров.
Добираться на место работы изыскателям было непросто. Часть партий выходила на станциях Уссурийской железной дороги, откуда зимним путём по рекам и трактам, подчас и вьючным путём, шла до ближайших опорных пунктов – к Тынде, Зее, Норе, Чекунде. Партии, отправленные на самый восточный фронт работ, прибывали по Амуру или океаном в порт Владивосток, откуда можно было добраться до труднодоступных территорий. Не все прибыли к месту работы вовремя: одним помешали капризы погоды, другие ждали лошадей и оленей, транспорта или разлива рек – словом, всего, что могло помочь им оказаться на БАМе.
С началом работы сложностей не убавилось. В том числе со снабжением. Остро не хватало консервов и сливочного масла, не говоря уж об овощах, которые выдавали как премию, за выполнение важнейшего задания. Основным рационом исследователей изо дня в день, вне зависимости от состояния здоровья, были хлеб, пшено, селёдка, растительное масло. Правда, помогали охота и рыбалка, но на них вечно не хватало времени. Истощение порой останавливало не только людей, но и лошадей – верных помощников. Не менее серьёзные проблемы люди испытывали с одеждой, ночами за дело брались сапожники: требовалось привести в рабочее состояние разбитые сапоги – целых уже через месяц экспедиции не было ни у кого. Одежда превратилась в лохмотья, которые тоже искусно подлатывали каждый день. Ну а инструменты участники экспедиции отлично умели создавать и модернизировать самостоятельно – этот процесс тоже превратился почти в каждодневный дополнительный труд.
В таких условиях изыскателям удалось решить главную задачу – выбрать общее направление БАМа и определить технические условия его сооружения. К зиме 1933 года изыскания на участке Тахтамыгда – Тында были завершены. На чертежах появилось генеральное направление трассы с опорными пунктами: Тайшет – север Байкала – Тындинский – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Классический маршрут, исхоженный выносливыми и верными своей цели людьми.
Даже в 1970-е годы, когда техника далеко шагнула вперёд по сравнению со временами довоенных первопроходцев, деятельность изыскателей на БАМе была чертовски нелёгкой, выдержать её могли лишь физически крепкие люди. Для связи с внешним миром изыскатели брали с собой в походы средневолновые радиостанции гражданского назначения «Недра». Одной зарядки станции от любого источника питания постоянного тока хватало почти на двое суток (немало по тем временам!), а сигнал передавался на расстояние до 50 км. Антенны, источник питания и приёмник укладывались в металлический футляр, сам по себе весьма тяжёлый. Рабочие инструменты и письменные принадлежности изыскатели носили в плотных брезентовых командирских сумках тёмно-зелёного цвета.
Среди экспонатов тындинского музея есть документ – приказ от 27 августа 1980 года об организации Мосгипротрансом Якутской экспедиции. Она направлялась в район Беркакит–Якутск, чтобы организовать подготовку полевых изысканий и разработку технико-экономического обоснования будущей железной дороги. Чтобы участвовать в таком путешествии, необходима отчаянная смелость, но главное – профессионализм. Про этот отчаянный поход снят небольшой документальный фильм. Меньше 20 минут – а сколько информации в этой картине, сколько человеческих судеб, которыми в наше время хочется любоваться – насколько эти люди увлечены своим делом и бескорыстны! Пусть и платили изыскателям будущей трассы по тем временам немало, но они настолько отчаянно тратили энергию, силы, здоровье, что сразу ясно: люди трудились не для зарплат и премий. Профессиональная честь была для них приоритетом. Да, к их услугам были вездеходы и вертолёты, однако всё-таки такую работу без преувеличения можно назвать героической.
Их эстафету приняли современные изыскатели железных дорог, которые станут продолжением БАМа. О результате их исследований, о новых маршрутах мы узнаем годы спустя. Но обязательно узнаем. В экономике действует закон: всё начинается с железной дороги. А на стальных магистралях известно другое правило: все начинается с изыскателей, с их опасных экспедиций.