Владимирский академический драматический театр показал премьеру спектакля «Лес плюс» в жанре гротеска – фантазии по мотивам пьесы «Лес» А.Н. Островского, великого мастера русской драмы, юбилей которого отмечается в этом году. Автор сценической версии и режиссёр-постановщик Александр Мягченков (г. Москва) вместе с директором театра Борисом Гуниным задумали эту историю в 2018 году, когда на театральной площади города был открыт единственный в России памятник провинциальным артистам Счастливцеву и Несчастливцеву.
Как известно, в пьесе центральной сюжетной линией является история двух провинциальных актёров – Несчастливцева и Счастливцева, которые в усадьбе тётушки Несчастливцева разыгрывают мини-спектакль, где Несчастливцев играет барина, а Счастливцев – его лакея. В этой пьесе есть всё. Сатирическая комедия и человеческая драма. Она и сегодня звучит так же современно, как и более ста пятидесяти лет назад. Это – признак классики! Есть в пьесе настоящий фарс – линия влюблённой пожилой дамы Гурмыжской в недоучку-гимназиста Буланова, который из хамоватого мальчишки превращается в наглого хлыща. В жанре романтической драмы живёт в пьесе бедная девушка Аксинья со своими мечтами и чувствами. Героем драмы становится трагик Несчастливцев, который в финале отдаёт полученную от тётушки тысячу рублей бедной невесте и тем самым устраивает её судьбу. А нищих актёров прогоняют из родовой усадьбы. Финальный аккорд раскрывает аллегорию названия пьесы, где лес – символ сумрачной жизни без надежды на изменения, отражение тёмной стороны взаимоотношений людей. Недаром Несчастливцев задаёт вопрос: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы спугнули сов и филинов? Что им мешать? Пусть их живут, как им хочется!» Автор показывает моральную победу бедного актёра над меркантильностью и лицемерием, что заставляет задуматься о том, что благородство – это не столько высокопарные слова, а главное – активное действие для того, чтобы кому-то в жизни стало лучше. Именно о такой позиции говорит и режиссёр постановки «Лес плюс»: «Мне всегда интересен герой, которого не смогла сломать и подчинить себе обывательская, рациональная среда. Герой, у которого есть принципы, которые он никогда не предаст и не разменяет. И если в этом мире и есть смысл, то благодаря таким идеалистам или чудакам, которые и украшают мир».
Эта тема и сюжетные линии комедии А. Островского воплотились в метафоричный образ спектакля, где гротеск и фантазия усиливают комизм ситуаций, изображённых автором. Постановочная группа и артисты создали вневременной спектакль, поскольку людям испокон веков свойственно гоняться за выгодными браками, наследством, богатством и т.д. Поэтому поведение персонажей и их костюмы не вписываются в нормы века девятнадцатого. Художник по костюмам Наталья Ситуха (г. Санкт-Петербург) создала индивидуальные образы для каждого исполнителя, в том числе для артистов провинциального театра, которые открывали праздничное представление, а также изображали окружение Гурмыжской. Всё это часть игровой стихии спектакля, потому что наряды героев, прежде всего театральные, подчёркивают или красоту прелестных девиц, или характеры молодых людей. Близки к персонажам Островского костюмы и манеры богатых соседей барыни – Бодаева (Юрий Круценко) в чёрном сюртуке и изысканно одетого Милонова (Георгий Девятисильный).
Постановка «Лес плюс» – особенная история о театре и жизни. Она начинается с реплики Несчастливцева (Вячеслав Леонтьев): «Вся жизнь – театр, и люди в ней – актёры!» Этот трагик скитается по России в поисках достойного драматического театра, где мечтает сыграть Шекспира и Шиллера. На одной из дорог он случайно встречает комика Счастливцева, которого талантливо исполнил Анатолий Шалухин. Когда артист появляется на сцене, всё превращается в весёлый и яркий водевиль. Этот «плюс» внесла в постановку хореограф Татьяна Борисова (г. Москва), которая во Владимирском театре была режиссёром по пластике в уникальном спектакле «Исповедь Тенора». Волею случая провинциальные артисты оказались в имении Гурмыжской. Эту богатую вдову лет 50, которая собирается замуж за юнца, блистательно создала острохарактерная актриса Галина Фатхутдинова. В доме этой дамы всё смешалось: сосед Восьмибратов (заслуженный артист РФ Андрей Щербинин) по-купечески выгадывает, как подешевле скупить тёткин лес и взять побогаче приданое; племянница – бесприданница Аксюша (Яна Иванчук), не надеясь на счастливое замужество с Петей (Роберт Непогода), собирается топиться; а гимназист-недоучка Буланов (Эмиль Филиппов) готов жениться на старухе, чтобы обеспечить своё будущее. В этом водовороте событий активно действует ключница Улита, которая в исполнении Анны Зайцевой и колоритная дама, и домоправительница, и лукавая служанка.
Яркие актёрские работы, необычные режиссёрские решения дополнила оригинальная авторская музыка заслуженного артиста РФ Алексея Гарнизова (г. Москва). Композитор с самого начала и до финала задаёт жизненный ритм действию, отражает человеческую суть персонажей, создаёт из интонаций современные смыслы или пёструю круговерть. А художник-постановщик Дмитрий Дробышев (г. Москва) выбрал более сдержанную палитру. Его игровая площадка почти пустая, лишь иногда используются необходимые в те или иные фрагменты спектакля предметы мебели, беседка, скамейка. Наиболее крупной деталью декорации оказывается огромная шишка, которая олицетворяет безмолвный лес, образ которого проецируется на широкие полосы чёрного шелка, расположенные полукругом, ограничивающие глубину сцены, выгораживающие игровое пространство. Такой подход избрал и художник по свету Тарас Михалевский (г. Москва), который высвечивал сцену то ярко, то холодно, «зажигал» и солнце, и луну вместе с видеоинженером Дмитрием Мартыновым (г. Москва).
Финал постановки созвучен с пьесой драматурга, где только нищие актёры сумели по-настоящему сопереживать ближнему. Зрители с благодарностью восприняли эту особенную историю о правде и лжи, о ханжестве и лицемерии, о благородстве и наглой бесцеремонности. А главное – вместе с создателями спектакля поняли, что во все времена имеют свою цену вечные ценности: семья, дружба, преданность и любовь.
Вера Зиннатуллина, Владимир